Круглый стол «ПСИХОДРАМА И РАЗВИТИЕ»
Лара Могунова и Вера Сиволоб представили ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ребёнка, на которые направлен терапевтический и диагностический взгляд детского и подросткового терапевта.
Доклад Натальи Хитровой
Мастер-класс Оксаны Богомягковой
«Как всегда потрясающее чувство баланса теории и практики!»
Альфонс Айхингер «Симптом, как способ удовлетворения или защиты базовых потребностей»
Делимся фрагментом видео мастер-класса. Альфонс описывает первый этап работы с частями личности ребенка, через фигурки животных.
Фабиан Блобель «Ролевое развитие»
Фабиан — ПСИХОДРАМАТИСТ «до мозга костей», ведь даже, когда он рассказывает теорию на своих семинарах и мастер-классах, то делает это ИГРАЮЧИ в самом глубоком психодраматическом смысле этого слова.
Вальтер Холл «Плененная лиса»
Мастер-класс наших венгерских коллег Чиллы Немэт и Беаты Пожар
Они являются представителями «школы» адлерианской психодрамы с детьми, ученицами Кенды Ханны.
Мастер-класс Стефана Флегельскампа и Милены Мутафчиевой
Вот уже много лет Стефан и Милена являются «флагманами» продвижения психодрамы с детьми в Европе и других странах, развивают метод EBTS для помощи травмированным детям и семьям.
Мастер-класс Ларисы Могуновой и Юлии Савельевой: «Но мы-то знаем, что этот остров обитаем»
🪑Он был посвящен применению техники «пустого стула» в работе с подростковыми группами.
🪑 Эта техника в адаптированном виде является одной из основных в работе с подростками для исследования чувств, потребностей и мотивов. Она направлена на исследование и понимание мира «ТЫ», важного для построения гармоничных отношений.
🪑На мастер-классе участники исследовали возможности и алгоритмы применения «пустого стула»:
🔤 в работе с разными задачами группы на начальной фазе,
🔤в исследовании трудной темы «инаковости»
🔤 при поиске совместных решений в ситуации конфликта.
Мастер-класс Натальи Хитровой
был посвящен теме бесконечного разыгрывания историй сражений в детской монодраме.
Участники вспоминали, как играли в «войнушки» в своем детстве.
В теоретической части говорили о расщеплении и целостности Объекта.
Практическая часть была посвящена интервенциям в таких историях: например, военные, которых играл терапевт, опираясь на правду роли, начинали заботиться о себе. После продолжительной битвы, которую хотел ребенок, военные шли на перерыв, лечили раны, готовили еду, спали и чинили оружие.
Война – это не только бой!
Мастер-класс Натальи Горовец
Участники познакомились с детской психодрамой и ИТЭИ в формате онлайн.
Было много иллюстраций из реальных кейсов и возможность увидеть различные способы сочетания игры и творчества в терапии детей в модальности кино.
В представленном фрагменте рассматривается сходство ПД и ИТЭИ в представлениях о творческом начале и целях терапии.
В части теоретического обоснования вспоминали не очень известную книгу Л. С. Выготского о природе и связи детской игры и творчества, о синкретичности и естестаенной интермодальности в развитии психики и в терапии детей.
Интересно было узнать, как на практике могут объединяться столь разные роли Режиссёра и Свидетеля и чем они обогащают арсенал детского терапевта.
Мастер-класс Ларисы Байрамовой и Елены Алексеевой
Участники погрузились в мир ребенка, утратившего доверие к взрослому. Такой ребенок после разочарования, небезопасности в отношениях с родителями, с взрослыми принимает решение стать «взрослым» и самому управлять своей жизнью. Такое решение — ему и не по возрасту и не по силам, но он выбрал самополагание.
На МК мы обсудили причины возникновения самополагания, потребности и чувства такого ребенка, построили как символически выглядит для такого ребенка Мир и Другой с помощью тканей и фигурок животных, ролевые гантели.
Мы предложили также поразмышлять каждому участнику, как ему в контакте с таким ребенком, какие трудности в терапии могут быть и какие ресурсы нужны, чтобы быть более профессиональным и эффективным.
Некоторые отзывы участников:
«Ухожу с восторгом. Я в шоке с того, как психодрама работает, это какая-то магия. Вдохновилась и появилась вера в лучшее»
«Благодарность, что про эту тему говорим, чувство разделенности, это адски сложно и терапевтам, и детям и родителям.»
«Про вдохновение и возможности роста». «Сосредоточенность и вдумчивость»
«С какими- то смыслами, что все не бессмысленно»
«Озадаченность и много вопросов, я с этим пришла и с этим ухожу, они поменялись и структурировались. Вопросы про мою профессиональную роль.. Большая благодарность, что психодрама волшебная.»
«С уважением к таким детям, эти шрамы- узор их жизни»
Мастер-класс Натальи Горовец и Елены Богиной «Встреча между мирами: использование возможностей виртуальной среды в психодраме и игровой терапии»
❕Участницы мастер-класса на первом кругу делились примерами актуальности темы видеоигр в жизни современных детей (как клиентов, так и собственных).
❕Делились своими наблюдениями и мнением по поводу ресурсов и ограничений, надежд и опасностей, которые возможно несут с собой видеоигры в жизнь и развитие детей.
❕Делились и тем, что не очень понятно как и до какой степени использовать эту область интереса детей в индивидуальной или групповой психотерапии.
❕В теоретической части мы поговорили о «трёх китах» видеоигры, выделенных тремя геймдизайнерами Р. Ханике, М. ле Бланк, Р. Зубек в их методологии MDA (механика, динамика и эстетика).
❕На примерах реальных кейсов детей разных возрастов предположили большую направленность дошкольников на механику, а школьников на динамику. И участницы МК получили представление о способах работы детской психодрамы с сюжетом и героями любимой игры ребёнка, которые могут помочь маленькому клиенту психотерапии по-настоящему реализовать роль героя через телесное проживание или лучше понять логику действий и характер своего героя через проигрывание межролевого взаимодействия с другими героями игры (которых исполненяет психодраматерапевт).
❕Также на мастер-классе были развеяны некоторые мифы и представлены результаты исследований российских и зарубежных метадолгов видеоигр -таких как Александр Вертушинский, написавший книгу Игродром или Ричард Батл, описывающий стратегии и мотивации, заложенные в игре.
❕Узнали про 4 стратегии игрока, которые помогают реализовать игроку разные свои потребности и дают тем самым дополнительную мотивацию к освоению тех ролей, в которых есть потребность, но нет возможности освоить и потренировать их в реальной жизни.
❕Мозговым штурмом все вместе разбирались в жанрах игр и их диагностическом потенциале. И в завершение, разделившись на подгруппы даже успели разработать концепцию и дизайн собственной версии видеоигры. Её визуальное, звуковое, сюжетное и игровое содержание, её задачи и, конечно, атмосферу.
❕В результате оказалось, что кто о чём, а психодраматисты придумали игру о связях, которые должны быть налажены между всеми планетами игровой Вселенной.
❕А что за игра получилась теперь помнят и знают только те, кто побывал на МК Натальи Горовец и Елены Богиной.
Мастер-класс Запоржской Дарьи и Павловой Елены «С какого возраста хандрят? Возможности психодрамы с детьми в работе с депрессивными состояниями»
Участники делились чувствами, которые испытывает взрослый рядом с ребенком в таком состоянии, в группах уточняли клинические проявления депрессии.
В практической части терапевты делились опытом работы на примере кейсов и типичных сценариев, показали возможности психодраматических техник в поддержке и формировании жизнестойкости детей.
У каждого участника была возможность побывать как в роли ребенка, получающего поддержку, так и в роли терапевта, который дает её ребенку внутри символического пространства.













