Skip to main content

Монодрама - психодрама в индивидуальной работе с ребенком

Одной из форм психодраматической работы  с детьми является символическая монодрама, которая очень эффективна для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, а также их профилактики. Это использование метода псходрамы в индивидуальной терапии и консультировании детей.

Данный вид психологической работы позитивно принимается ребенком,  поскольку в ее основе лежит ролевая игра. В настоящее время, когда дети много времени посвящают дидактическим играм, обучению, развитию вербальных способностей, ролевая игра воспринимается, как возможность расслабиться, быть свободным и спонтанным, пережить творческий акт рождения сюжета или истории, а некоторыми детьми и как эмоциональное поощрение. Бывает, что отдельных детей надо заново учить спонтанно играть, восстанавливать у них потерянную потребность в самовыражении через ролевую игру.

Специфика использования психодраматических техник в символической монодраме с детьми

Психодраматерапевт, работающий с маленьким клиентом — участник разыгрывания сюжета, который тот предложил. Ребенок решает, какие символические истории ему хочется проиграть на сессии, вводит роли, из которых одна или несколько даются психологу. В этом проявляется специфика монодрамы в отличие от групповой психодрамы: директор (так называется терапевт в психодраме) одновременно и дубль, и «вспомогательные Я». Это влияет на псхотерапевтические отношения между директором и протагонистом, сближая дистанцию, интенсифицируя чувства терапевта из ролей и контрперенос.

В зависимости от способа реализации сюжета включение или эмоциональное втягивание терапевта различно: при использовании  игрушек оно часто менее интенсивно, чем в ситуации, когда терапевт сам исполняет роли, являясь «резонирующим телом». Но в любом случае,  появляется возможность «Встречи» с ребенком на территории ролевой игры, доступной, понятной   и естественной для него, лишенной субординации «взрослый — ребенок».

Одновременно существует два уровня отношений:

  1. уровень терапевт-клиент, на котором сохраняются все принятые в детской терапии правила и принципы отношений (например, активное слушание, введение правил и ограничений, возвращение ответственности (Г. Лэндрет). и другие интервенции
  2. уровень  психической (символической) реальности, где терапевт и клиент находятся в пространстве сцены (ролевой игры), заданной протагонистом (так называется клиент в психодраме).

Необходимо простраивать и реализовывать переходы между этими двумя уровнями.  Так, если в ходе разыгрывания, ребенок, играя роль сильного храброго рыцаря, начинает в запале бить терапевта, играющего роль «подлого врага», необходимо остановить игру, выйдя на уровень реальных отношений, ввести ограничение и вместе с ребенком найти способ сыграть эту сцену битвы без причинения вреда терапевту, например, предложив ребенку играть понарошку «как будто» или в крайнем случае ударять батакой по стулу или мягкому модулю. После чего вернуться на уровень символической реальности игры и доиграть сцену.

Специфичным для символической психодрамы с детьми является использование основных психодраматических техник.

Обмен ролями происходит во время объяснения ребенком как терапевту играть роли в сюжете. В этот момент случается так называемый «бессознательный и спонтанный обмен ролями» (В.Холл), во время которого актуализируются «типичные сцены и конфликты», отражающие ситуацию жизни и развития ребенка. Объяснение можно сочетать с частичным прямым обменом ролями, как во время создания сюжета, так и внутри проигрывания. Директор может попросить ребенка: «Возьми сейчас ненадолго героя, которого буду играть я и покажи, как он ведет себя в этой сцене, или как он сейчас реагирует». Затем поменять роли и реализовать то, что задал ребенок. Прямой обмен ролями возможен, если у ребенка хватает ресурсов внимания и сосредоточенности удерживать сюжет с такими небольшими остановками. Директор должен быть достаточно настойчив, чтобы выяснять в начальных сценах, в момент новых поворотов сюжета или введения новых героев, как ему играть, чтобы работать со сценами ребенка, а не вносить «отсебятину».

Для разыгрывания терапевту предлагаются роли героев сказочных и фантазийных сюжетов,  за которыми  можно обнаружить роли значимых других из социального атома ребенка, роль дубля самого ребенка или отдельных его внутренних ролей. Ребенок, выбирая себе героев, очень часто берет  ресурсные роли — роли, в которых можно удовлетворить свои потребности, выразить чувства, потренировать новые модели поведения.  Анализ процесса основывается на анализе интеракций персонажей, чувств из роли вспомогательных я, данных терапевту, содержания и символики сцен.

Пример.

На одной из сессий девочка 8 лет выбрала играть в принцессу, которая сбегает из королевства, ускакав на своем коне. Король с королевой  постоянно приказывают ей, что делать и командуют ею, хотя и любят. Она и шагу не может ступить без контроля родителей. «Принцесса как Золушка»,- поясняет девочка. Роли королевской четы достаются терапевту. Они в отчаянии, что дочь сбежала, и злятся и сожалеют, что слишком сильно контролировали принцессу, признают потребность дочери в большей личной свободе. Девочка в роли принцессы доскакала до Луны, где ее встретили испытания и приключения. А родители на время теряют след принцессы и переживают полную беспомощность…

Так в этом символическом сюжете девочка реализует в действии свое желание сепарации и большей автономии. В роли принцессы выражает свои потребности и чувства к гиперсоциализирующим родительским фигурам. Теперь уже «родители» испытывают то, что испытывает «ребенок» в жизни. И дальше в сюжетах про приключения королевской дочери тренирует роль самостоятельно справляющейся с трудностями и принимающей вызовы и приключения своей жизни.

У А. Айхингера и В.Холла описывается несколько типов обмена ролями, которые они объясняют, используя теорию объектных отношений.

Обмен ролями, по Я.Л. Морено, способствует процессу социализации и самоинтеграции, помогает ребенку осваивать мир Я-ТЫ отношений.

Техника дублирование осуществляется директором из ролей, которые он играет.

Называя чувства, осознаваемые и неосознаваемые мотивы и намерения  героев протагониста, директор  помогает ребенку осознавать и исследовать свой внутренний мир, поддерживает, ободряет его. Протагонист-ребенок переживает опыт понимания своих чувств и потребностей.

Например, в истории с принцессой, выполняя исследующее дублирование из роли Короля, терапевт может озвучивать: «Почему принцесса сбежала? Может она чувствует себя беспомощной, как в клетке и ей захотелось вырваться на свободу, а может она хочет попробовать свои силы самостоятельно? Кажется, она очень разозлена, раз уехала, не простившись и без объяснений».

Дублируя персонажей, которых играет сам, терапевт помогает ребенку исследовать и  познавать мир «Ты». При этом очень важным становятся чувства терапевта из роли как «источника эмпатического сопереживания ребенку». «Если ведущие распознают и исследуют вызванные в них эмоциональные реакции, они приходят к пониманию внутренних картин переживаний  детей. Через это сценическое понимание  можно найти ролевой ответ и привести в движение диалог, поддерживающий дальнейшее движение игры» (А. Айхингер).

В отличие от психодрамы со взрослыми, и техника зеркало с детьми применяется иначе. Один из частых вариантов – зеркальное отражение из ролей вспомогательных Я, которых играет терапевт. Задача директора обнаружить интеракции, в которых присутствует дисфункциональная коммуникация и, в которых ребенок не осознает своих действий. Последовательность такова: сначала описывается, что происходит (нарушения коммуникации), затем сообщается, к каким последствиям это может привести.

Например, терапевт в роли предводителя вражеского войска может размышлять во время перерыва в сражении:

Странно. Каждый раз, когда солдаты противника ошибаются, их командир (его играет ребенок) громко кричит, оскорбляет и унижает их. Если так будет продолжаться, солдаты перестанут доверять своему предводителю, упадет их воинский дух, может, они даже разозлятся и не будут выполнять его команды… И командир останется в одиночестве, потеряет свое влияние. А ведь он очень талантливый стратег… Но нам это на руку : ведь тогда мы легко сможем победить армию, не выполняющую приказы.»

В данной ситуации ребенок, играющий роль командира,  выбрал ресурсную роль, в которой сможет почувствовать себя значимым и управляющим положением. Однако, в коммуникации присутствует дисфункциональный паттерн: почувствовать себя уверенно я могу, только если я «сверху», т. е. оцениваю, унижаю, показываю превосходство. Обратная сторона этого — отвержение сверстников и отсутствие друзей. Вопрос еще и в том, в каких взаимодействиях ребенок усваивает такую ролевую модель?

Существуют различные вариации техники зеркало, с ними можно познакомиться в работах А.Айхингера и В.Холла.

Цель этой техники, как и во «взрослой» психодраме, помочь протагонисту более объективно (со стороны) отнестись к своей позиции или увидеть свою внутреннюю ситуацию, задуматься о причинах и последствиях.

В своей работе директору необходимо постоянно держать баланс между спонтанностью, напряженностью перипетий сюжета, с одной стороны, и осуществлением технических психодраматических ходов, с другой, делая их естественными, соответствующими тем ролям, которые он играет, сохраняя «правду роли».

Детская символическая монодрама, может являться эффективным инструментом психологической работы с детьми. «Восстановление чувства самоценности ребенка, усиление его Я достигается через освоение новых ролей», переживания опыта позитивных отношений во время психодраматческой игры.

Основные задачи терапевта – «услышать и откликнуться на игровое предложение ребенка», создать «условия для возникновения атмосферы общности и сопереживания», оказать помощь в переносе фантазии на психодраматическую сцену, в игре отражать чувства и переживания ребенка (В. Холл). Помимо катарсиса, удовлетворения потребностей, приобретения ресурсов, важной составляющей драмы является так называемый психодраматический «редуинг» или «переделывание сцены» в ходе ее развития. «Игра ориентирована не на проблему, а на решение проблемы» (А.Айхингер). В детских символических историях это выражается в разных формах: справедливый конец, объединение героев в команду и подвиги во имя добра, свадьба, восстановление честного имени, познание героями самих себя и других вариантов, известных нам по сказкам. В опыте же реального ребенка – это переживание личностного роста, о котором будут свидетельствовать «возрастание спонтанности, креативности и убывании числа негативных ролей (переносов)»

Имея в своем рабочем багаже возможности и инструменты психодрамы и  символдрамы, терапевту, одновременно, необходимо принести на встречу с пациентом и свою собственную готовность и способность играть.

«Психотерапия осуществляется там, где перекрываются два пространства игры – пациента и терапевта…» (Д. В. Винникотт).

Все члены нашей секции ведут семейный и индивидуальный прием, используя метод психодрамы. Выбрать специалиста можно здесь.

Материал подготовила Могунова Лариса