Skip to main content

Фрагмент этического кодекса с разъяснениями (работа с детьми и подростками методом психодрамы)

5.1 Контракт

5.1.1 Психодраматист, работающий с детьми и подростками,  заключает контракт  на психотерапевтическую или консультативную работу как с родителями, так и с ребенком или подростком. Психодраматист признает, что обращение за психологической помощью является добровольным процессом.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.1.1:
Существует две формы контракта в терапии: по организации процесса и контракт по запросу и целям психологической работы.

Организационный контракт с родителями часто предлагается им в письменной форме. В нём освещены вопросы дня и времени посещения, регулирования пропусков и опозданий, оплаты, конфиденциальности, привлечения третьих специалистов и т.д. Некоторые специалисты могут предложить такой контракт прочитать и подписать и подросткам.

В случае нарушения организационного контракта, например, систематические пропуски сессий ребёнком или родителями, психодраматист должен поднять этот вопрос и проинформировать родителей о влиянии пропусков на эффективность терапии. Психодраматист всегда взвешивает целесообразность продолжения терапии при нарушении организационного контракта и может принимать решение о дальнейшем продолжении работы с ребёнком, исходя из конкретной ситуации.

Вторая форма — контракт о целях психологической работы- обычно заключается на первичной встрече или после нескольких сессий, на которых был проведён ассессмент ребёнка (диагностика). Часто такой контракт результат диалога между психодраматистом и родителями, психодраматистом и ребенком, а также опроса, анкетирования и специальных интервенций специалиста. Обсуждаются психологические проблемы и трудности ребёнка и семьи, реалистичность целей в зависимости от причин проблем, сроки психологической работы, участие родителей и при необходимости третьих специалистов в процессе.
Для психодраматистов принципиальным является вопрос понимания ребёнком, почему он будет получать помощь, почему его привели в «этот кабинет». Для этого у психодраматистов есть специальные игровые психодраматические приемы.

5.1.2 Психодраматист, работающий с детьми и подростками, признает привязанность между детьми и родителями, влияние родителей на жизнь ребенка и относится с уважением к зависимости ребенка от его родителей и семьи. Работа психодраматиста способствует укреплению и гармонизации этих отношений через сопровождение родителей в процессе работы с ребенком, что имеет влияние на эффективность терапии ребенка. Взаимодействие с родителями проходит на обязательной регулярной основе. Специалист помогает родителям понять источник сложностей ребенка, потребности и чувства ребенка, помогает родителям развивать свои компетенции, консультирует родителя по привлечению третьих специалистов. Особым случаем является работа с подростками среднего и старшего возраста, в которой степень участия родителей в терапии оговаривается  индивидуально с самим подростком и его родителями с учетом психического состояния подростка и целей работы.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.1.2 : Мы всегда помним, что ребёнок является частью семейной системы, а потому терапевту очень важно выстраивать отношения не только с самим ребёнком (клиентом), но и с его родителями, устанавливая с ними устойчивый альянс.

Формат информирования родителей о ходе терапевтической работы является частью психологического сопровождения ребёнка и определяется в момент заключения терапевтического контракта. Это может происходить до начала работы или на первичной встрече с семьей, где определяются частота и формат родительских консультаций.

Примерно, эта частота происходит раз в 1-2 месяца, в зависимости от этапа работы и потребностей семьи или терапевта. Цель таких встреч — обсуждать динамику психологической работы, разбирать особенности детско-родительских отношений, развивать родительские компетенции, подсвечивать сильные стороны ребёнка, помогать родителям понять особенности терапии и её нюансы, что помогает ещё больше укреплять альянс терапевта с семьей.

Важно отметить, что обратная связь для родителей не представляет собой информирование о содержании сессий и разговоров с ребёнком, здесь соблюдается правило конфиденциальности. Психолог интерпретирует и описывает содержание психической картины ребёнка в понятных формулировках для родителей.

5.1.3 На проведение психологической работы требуется согласие родителей или законных представителей ребенка. Психодраматист получает согласие матери и отца на проведение терапии в случае участия их обоих в жизни ребенка. Психодраматист  информирует  второго родителя, если он не участвует в начальном этапе терапии, получает его согласие на проведение терапии. В случае несогласия второго родителя, специалист  разъясняет родителям, как их разногласия  по поводу проведения терапии влияют на психологическое состояние ребенка, отношения ребенка с родителями и, в общем, в семье, а также на процесс терапии и ее эффективность.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.1.3  : Этот пункт касается предотвращения у ребёнка конфликта лояльности и конфликта привязанности по отношению к родителям.

В случае, если один родитель категорически высказывается против терапии, а второй родитель водит ребёнка на терапию, между ними неминуемо возникает конфликт, который протекает либо явно и агрессивно, либо неявно, исподтишка, через пассивную агрессию. Может происходить, например, высказывание критики терапии несогласного родителя ребёнку или включение ребёнка в коалицию замотивированным родителем по утаиванию факта терапии.

В этой ситуации ребёнок защищается по-разному: скрывает свои переживания, обесценивает свои чувства к терапии, что часто приводит к расщеплению. Часты случаи при таком конфликте лояльности, когда в терапии не происходит прогресса, присутствует много сопротивления и протестных реакций. Ребёнок больше заботиться о чувствах родителей и своих отношениях с несогласным родителем, чем «отпускает» себя в терапевтический процесс.

Ребёнок беспокоится, что посещение терапии усугубит конфликтные отношения родителей.

Вот почему в этическом кодексе мы уделили этому внимание. Наша позиция — не ставить ребёнка в рискованную ситуацию семейного конфликта, где ребёнок может быть поставлен в неразрешимую ситуацию выбора между двумя родителями.

При этом мы понимаем, что бывают случаи, когда второй родитель отсутствует, не участвует в жизни ребёнка или не может принять адекватного решения по поводу терапии (психическое расстройство, антисоциальный статус и т.д.). Для этих ситуаций мы сделали пояснение — «в случае участия их обоих в жизни ребенка».

Также, мы добавили, что необходима разъясняющая работа «как их разногласия по поводу проведения терапии влияют на психологическое состояние ребенка, отношения ребенка с родителями и, в общем, в семье, а также на процесс терапии и ее эффективность». По сути задачами работы терапевта на начальном этапе становятся установление рабочего альянса, в том числе, с несогласным родителем и оценка целесообразности терапии, исходя из родительского отношения к процессу.

Следует отметить, что данный пункт относиться больше к детям дошкольного и младшего школьного возраста, чем к подросткам, особенно старшим.

5.1.4 Психодраматист несет ответственность за обеспечение стабильной и квалифицированной   психологической помощи. На начальном этапе психодраматист информирует родителей о структуре и принципах терапевтической работы и об их ответственности за выполнение условий контракта, открыто обсуждает вопросы посещаемости, оплаты и завершения работы.

5.1.5 Контракт на психологическую работу заключается с ребенком на его языке, понятными для него способами и средствами.

5.1.6 Правила конфиденциальности,  описанные в пункте 3.1 данного Кодекса, также распространяются на раскрытие содержания индивидуальных и групповых сессий ребенка/подростка его родителям.

Дополнение к пункту  3.1.2: При использовании материалов клиентских случаев в профессиональных мероприятиях, публикациях и для обучающих целей психодраматист дополнительно получает согласие родителей/законных представителей.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.1.6 : Конфиденциальность — важное условие безопасной работы. Информация, которую ребёнок/подросток сообщает психологу и содержания, разворачивающиеся на сессиях (индивидуально или в группе), также являются конфиденциальными.

Исключением является любая ситуация, угрожающая физическому и/или психическому здоровью ребёнка/подростка (подробнее об этом в п. Х.1.6.2).

Мы признаем и уважаем право ребенка/подростка не хотеть посвящать своих родителей во все тонкости и процессы своего внутреннего мира. Более того, мы считаем это признаком здорового формирования личных границ.

Информирование о содержании сессий и о содержании разговоров с ребёнком не является целью работы с родителями и является серьёзным нарушением конфиденциальности.

Обратная связь родителям ограничивается обсуждением динамики состояния ребенка и рекомендациями в соответствии с запросом.

5.1.6.1 Детский психодраматист предупреждает всех родителей детей, посещающих психодраматическую группу, о недопустимости раскрытия личной информации всех участников группы.

5.1.6.2 В случае обнаружения фактов нарушения прав ребенка/подростка, вреда его физическому и психическому здоровью со стороны членов семьи или окружения — физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, травля – психодраматист действует в рамках своих профессиональных границ и компетенций на стороне прав  и интересов ребенка, руководствуется принципом «не навреди» и принципом благополучия клиента. Психодраматист организует процесс раскрытия факта вреда, учитывая актуальные обстоятельства: нахождение в ситуации насилия в настоящем времени или вне ее, тяжесть и острота ситуации насилия,  продолжительность этой ситуации, наличие или отсутствие поддерживающего окружения.

5.2 Профессиональные отношения в терапии несовершеннолетних

5.2.1 Психодраматист исключает возможность участия в одной терапевтической группе сиблингов, одноклассников, друзей и лиц, включенных в отношения вне терапевтического контекста. Данный пункт не распространяется на использование психодрамы  в работе с образовательными, социальными и досуговыми группами и сообществами в не терапевтических целях.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.2.1 : Когда в терапевтической группе, в которой присутствуют разные участники, оказываются дети из одной семьи — это ведет к сложностям развития группы.

Одна из сложностей — это удерживание фокуса внимания сиблингов друг на друге. Такая сиблинговая система изолируется от остальной группы, повторяя собственные сценарии, и эффективность терапии оказывается минимальной.

Еще один вариант — это смешение контекстов отношений в группе и отношений внутри семьи. Сиблинги постоянно взаимодействуют друг с другом вне группы и вносят динамику этого взаимодействия в групповой процесс очень конкретным образом.

И в первом, и во втором случае нарушается возможность создавать равные условия для всех участников группы, так как сиблинги — это микросистема внутри групповой системы.

То же касается и детей-друзей или одноклассников, вообще любых детей, которые много и близко общаются вне группы.

Обратите внимание, что данное ограничение касается именно терапевтического формата.

5.2.2 Психодраматист не может проводить индивидуальную терапию с  членами одной семьи, кроме случаев, когда контракт заключается на проведение сиблинговой или семейной терапии.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.2.2  : Существуют различные формы работы с родителями, сопровождающие терапию ребенка: консультирование и специальная родительская терапия, родительский, детско-родительский тренинг, рекомендация литературы. Во всех этих формах работа ведется с родительской ролью человека, с отношениями в паре родитель-ребенок или триаде родители- ребенок.

Личная психотерапия, индивидуально или в группе, означает, что родитель находится в роли Клиента, что предполагает регресс в собственную детскую роль, проекции на терапевта, связанные с ранними инфантильными отношениями. Это совершенно иные уровень и содержание контакта.

Тогда, если терапевт будет проводить личную терапию одновременно и ребенка, и родителя, участники процесса неизбежно окажутся в очень сложной ситуации необходимости смены позиций. Могут быть потеряны объективность, нейтральность и безопасность.

Ребенок или подросток в этом случае оказываются в ситуации, когда невозможно полностью довериться терапевту, чувствовать себя свободным в выражении чувств, поскольку тот находится в интенсивном контакте с родителем. Можно сказать, что и родитель в такой же ситуации.

Всё это не полезно и даже вредно для всех участников процесса.

Терапевтический контакт сразу с двумя и более членами одной семьи несёт большой риск конфликтов в семейной системе.

Терапевту очень сложно управлять процессами, находясь в ситуации, когда чувства и переживания по поводу терапии его клиентов- родственников могут разыгрываться, иногда бессознательно, в реальных отношениях в семье, а семейные конфликты — в его кабинете в виде перетягивания терапевта каждым из клиентов-родственников на свою сторону или утаивания.

Поэтому в этическом кодексе отдельно обозначен этот пункт — про невозможность одновременной личной психотерапии членов одной семьи.

5.2.3 В случаях, когда взаимодействие на сессии или символическая психодраматическая сцена подразумевает возможность физического контакта, психодраматист учитывает показания и противопоказания к физическому контакту, опираясь на информацию об анамнезе, типе проблемы и симптоматики, и открыто получает согласие клиента  на такое взаимодействие, а в случае наличия противопоказаний — ограничивает его с обеих сторон.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.2.3:

Согласие ребенка на физический контакт в психотерапии, особенно в контексте метода детской психодрамы, имеет несколько важных аспектов:

1️⃣Уважение к границам:  в детской терапии важно уважать личные границы ребенка. Дети имеют право на контроль над своим телом, и согласие помогает им чувствовать себя безопасно и комфортно.

2️⃣ Формирование доверия: запрашивая согласие, психодраматист показывает ребенку, что его мнение и чувства важны. Это способствует созданию доверительных отношений, что является основой эффективной терапии.

3️⃣ Эмоциональная безопасность: дети могут иметь разные уровни комфорта с физическим контактом. Психодраматист должен быть внимателен к тому, как ребенок реагирует на прикосновения, чтобы избежать чувства угрозы или дискомфорта.

Показания к физическому контакту с ребенком во время психодраматической игры включают такие наиболее важные аспекты:

  • Установление доверия: легкий физический контакт, такой как похлопывание по спине или пожатие руки может помочь установить доверительные отношения между терапевтом и ребенком, особенно если ребенок открыт к этому.
  • Эмоциональная поддержка: в моменты стресса или эмоционального напряжения физический контакт может служить источником утешения и поддержки, помогая ребенку чувствовать себя более защищенным.
  • Развитие новых моторных навыков и способов социального взаимодействия.

Противопоказаниями к физическому контакту с ребенком во время психотерапевтической игры могут быть:

  • Явно выраженный дискомфорт или нежелание к физическому контакту.
  •  Травматический опыт: дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие, могут быть особенно чувствительны к физическому контакту. В таких случаях важно избегать любых форм прикосновения, которые могут вызвать травматические воспоминания.
  • Культурные и семейные традиции: в некоторых культурах или семьях физический контакт может рассматриваться как неприемлемый. Психодраматист должен быть осведомлен о культурных контекстах и уважать их.
  •  Психические расстройства: у детей с определенными психическими расстройствами (например, расстройства аутического спектра, тревожные расстройства) может быть повышенная чувствительность к прикосновениям. В таких случаях важно тщательно оценивать уровень комфорта ребенка.
  • Медицинские состояния: некоторые медицинские состояния могут сделать физический контакт нежелательным или опасным (например, кожные заболевания, травмы).
  • Неясность в отношении согласия: если ребенок не может четко выразить свое согласие или несогласие (например, в случае младших детей или детей с ограниченными возможностями), психодраматист должен избегать физического контакта.

5.2.4 Психодраматист несет ответственность за  свои действия и интервенции во время нахождения в роли и контролирует их в ситуации, когда предложенная ребенком сцена или роль вызывают у него интенсивные эмоциональные реакции. Психодраматист получает профессиональную помощь при сильном влиянии этих переживаний и реакций на процесс терапии.

РАЗЪЯСНЕНИЕ 5.2.4:

На детской психодраматической сессии, разыгрывая истории, придуманные ребенком/детьми, ведущие также получают роли.

Находясь внутри сцены, в роли, которую дал ребёнок, психодраматист испытывает разные чувства, т.н. контрперенос.

Эти чувства могут касаться личных переживаний психодраматиста, когда что-то в сцене истории или в поведении детей на сессии является триггером для ведущего, напоминая ему личную историю его жизни.

Эти чувства могут относиться к самому ребёнку: находясь под влиянием переноса, психодраматист испытывает те чувства, которые переживает либо сам ребенок либо кто-то из его окружения (члены семьи, например) в данной разыгрываемой ситуации.

Чувства могут быть разные, они могут осознаваться, быть понятными и легко соотносимыми с игрой и историей ребенка/группы. Но иногда эти переживания могут «захватывать» психодраматиста.
Находясь в роли, психодраматист должен контролировать то, что происходит, сохраняя связь с реальностью: с одной стороны, психодраматист погружен в роль, данную ему ребенком, с другой стороны, находится в мета-позиции, в позиции наблюдателя.
Если чувства внутри роли сильно захватывают, то мета-позиция невозможна и может случиться отреагирование терапевта, охваченного этими чувствами, он теряет связь с реальностью, действует импульсивно.

Поэтому, ответственность детского психодраматиста, как группового, так и индивидуального, обнаружить и проработать эти интенсивные эмоциональные реакции, найти их источник и способы совладать с ними.

Есть несколько путей профессиональной помощи:
📎в детской психодраматической группе психодраматист может провести анализ происходящего совместно с ко-терапевтом (второй ведущий);
📎 психодраматист может обратиться за помощью к супервизору, где может отделить личный материал от контрпереносных чувств, которые ребёнок даёт пережить психодраматисту, чтобы показать, что происходит у него внутри или внутри его социального атома;
📎если сильные эмоциональные переживания психодраматиста связаны с его личным опытом, важно проходить личную терапию.