Skip to main content

Горовец Наталья Александровна

Со-руководитель секции «Психодрама с детьми»

Контакты

Телефон: 8  (915) 340-14-64

Образование

  • Московский педагогический государственный университет (ранее МПГУ им. Ленина)— Факультет педагогики и психологии — Специальность: социальный педагог, практический психолог (1993-1998)
  • МГППИ (сейчас МГППУ) программа ПК для психологов «Психологическое консультирование и психотерапия» курс Ф. Е. Василюка — диплом (1999-2000)
  • Институт психодрамы и ролевого тренинга ИПиРТ (сейчас ИПКиРТ): сертификат психодраматерапевта, группового терапевта, социометриста (2000-2003).
  • НП Объединение психодраматерапевтов и психодраматистов «Ассоциация психодрамы»: курс обучения для тренеров психодраматических учебных программ» (2018, 180 часов)
  • С 2018 года — присвоена квалификация тренер «Ассоциации психодрамы»
  • Программа повышения квалификации в Институте консультативной психологии и консалтинга авторский курс Варвары Сидоровой «Интермодальная терапия искусствами: теория и практика» (160 ак. часов 2021-2022 год)
  • Практический курс по коррекции эмоциональной дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста (Психолого-педагогический центр «Ключ к знаниям») 2003/2004 уч. год Курс обучения по программе «Практический детский психолог» (НОУ «Психолого-педагогический учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие») 2003-2004
  • Обучение и сертификат «Theatre practice» centre for Playback Theatre, New York (2007-2008)

Краткосрочные обучающие семинары:

  • «Психодраматерапия с детьми, пережившими травму», Institut für Psychodrama Szenen, Germany, Center for child development and psychological consultation «Cognitiva», Bulgary, преподаватели -Stefan Flegelskamp, Milena Mutafchieva 24-26/08/2018
  • Летняя академия 2017 «Психодраматерапия с детьми» (София, Болгария), Institut für Psychodrama Szenen, Germany, преподаватели -Stefan Flegelskamp, Milena Mutafchieva.21-15/08/2017
  • Международный практический семинар “Символическая работа с фигурами в семейном консультировании и психотерапии” („Psychodramatische Figurenarbeit in der Familienberatung”); ведущий Вальтер Холл, преподаватель и супервизор Moreno Institut Stuttgart (Germany) 22-24/09/2017
  • Международный практический семинар “Индивидуальная психодраматерапия с детьми: разыгрывание историй с использованием фигур животных»; ведущий Вальтер Холл, преподаватель и супервизор Moreno Institut Stuttgart (Germany)
  • 3 трехдневных семинара 2018 – 2020 гг
  • В рамках работы секции организовала и участвую с коллегами в регулярной супервизорской группе у Вальтера Холла 2022-23гг
  • Обучение по программе «Арт-терапия в работе с картиной внутреннего мира клиента», «Нетрадиционные методы арт-терапии» в центре обучения практической психологии «Катарсис» (40 ак.ч.) 1998
  • Участие в семинаре «Метод краткосрочной системной семейной терапии Берта Хеллингера (20ч) 26-28/09/2003
  • Обучение в ИПиРТ по программе «Видеотренинг коммуникативных навыков в бизнесконсультировании» (ведущая Е. Лопухина) (24 ак.ч) 2005

Опыт работы

Официально общий стаж практической работы с 1999 года — 20 лет.

  • Оттачивала навыки проведения тренинга личностного роста на групповых факультативных занятиях для 10-11 классов, а также приемы понимающей терапии Федора Ефимовича Василюка на индивидуальных занятиях со старшеклассниками и с дошкольниками в 1998-2004 годах я работала в школе «Олимп» (тогда № 653), прогимназии «Голос» и двух частных детских садах «Выбор»
  • Практически «ровесница революции» — начала работать в школе в момент зарождения и формирования школьной психологической службы и и была участницей первого эксперимента тесного сотрудничества и активного взаимодействия школ ЮАО и тогда первого городского центра «Взаимодействие» под руководством Марины Битяновой (автора учебника про школьную психологическую службу) и будущего директора одного из московских психодраматических институтов Виктора Семенова).
  • Тогда же я начала вести свои первые родительские занятия, и много-много детских групп с постоянными экспериментами, богатейшим опытом, как создания, так и проведения уже утвержденных программой групповых занятий по психо-эмоциональному развитию детей, развитию навыков общения и организации деятельности для школьников 11-17 лет;
  • С 2004 г. (после позитивного опыта беременности и родов) мы с Ларой Могуновой разработали структуру и программу первого совместного тренинга (ТИДИПОЛ Тайны и Дары Интересного Положения) и проводили его около года на базе школы для беременных «Медуница»
  • В этот же период 2002-2005 я активно сотрудничала с психотерапевтическими центрами «Точка зрения», «Галактика души», «Интеграция»: пробовала практиковать монодраму, сначала как один из инструментов работы, а со временем уже полностью перешла на работу в этом методе в индивидуальных сессиях с детьми и взрослыми клиентами, с 2004 года
  • 2009г — по настоящее время — частная практика и обучение психологов теории и практике применения психодрамы в практической работе с детьми и родителями

Основные направления работы:

  • Индивидуальные консультации с детьми и родителями,
  • Психодраматическая групповая терапия для дошкольников, младших школьников, подростков с 2003 года без перерывов (использую в работе психодраматерапевта и элементы из арттерапии или, например, в работе с подростками эффективны техники и изучение форм плейбек-театра),
  • С 2005 года мы с Ларой Могуновой разработали цикл практических психодраматических структурированных техник для проведения групп родительской эффективности разных форматов (от коротких регулярных занятий, рассчитанных на целый учебный год, до полноценного двухдневного формата тренинга для родителей) и назвали наш подход к работе с родителями: «Практики контактного воспитания». И до сих пор продолжаем пополнять наши практики уже с нашими коллегами новыми темами и упражнениями, продиктованными изменяющимися задачами и трудностями воспитания детей в реалиях современной жизни.
  • Я считаю работу с родителями не просто полезной, но и необходимой частью работы современного детского психотерапевта – кризис развития современного общества делает эту задачу и работу все более востребованной и актуальной

Совместно с Ларой Могуновой:

Все последующие пункты одинаковы у меня и у Ларисы — ведь мы с 2001 года во многом вместе с ней пошли по пути психодрамы и по дороге работы с детьми в этом методе и, конечно, многие проекты мы вместе придумали и разработали, провели много совместных мастер-классов на конференциях:

  • Автор и соавтор статей по теории и практике психодрамы с детьми;
  • Обучающие программы по детской психодраме и монодраме для студентов и психологов в России и за рубежом. Сотрудничество в рамках обучающих программ с ИГПиСП — ин-т В.Семёнова и ИПиРТ – ин-т Е.Лопухиной (обучение в городах РФ, в Казахстане, Латвии в рамках обучающих программ институтов и в авторском курсе по детской психодраме)
  • Ведущая мастер-классов по детской психодраме и психологической работе с родителями на международной Московской психодраматической конференции (ежегодно, начиная с 2006 года),
  • Программа обучения для психологов «Практики контактного воспитания — профессиональная версия» практическая психологическая работа с родителями
  • Повышение профессионального мастерства: участие в конференциях, фестивалях и других общественных мероприятиях, посвящённых вопросам детской психологии, образования, семейного воспитания и практической психологии и психотерапии в качестве ведущей мастерских (в Москве, Минске, Ростове-на-Дону), и в качестве участницы 2-ой и 3-ей международных конференций по психодраме в работе с детьми (Берлин, Будапешт)
  • Подготовка 8 и 9 московской психодраматических конференций в качестве члена оргкомитета 2010 и 2011гг.
  • Психологическая программа для совместного посещения родителей и детей «Погода в доме»
  • Ведение групп родительской эффективности (авторские методики мы с Ларисой Могуновой проводим с родителями в разных форматах от 1,5 часовых регулярных групповых занятий до тренинга «Практики контактного воспитания» и «учебной группы» для родителей детей (от 0 до 3-ех лет) ;
  • Ведение тренинга для педагогов и воспитателей;
  • Преподавательская деятельность, мастер-классы, факультатив – на психфаке МПГУ и ПК для психологов МГППУ (курсы «Детская психотерапия» и “Детская психодрама в образовании);
  • Проводила видеотренинг коммуникативных навыков для сотрудников МИЭЛЬ;
  • Работа с беременными в программе подготовки к родам «Пренатал» и «Медуница».
  • Участие в телепрограммах для родителей (ТВЦ, ТДК, СГУ ТВ).

Как пришла в профессию, почему выбрала психодраму

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО … ОТ СЛОВ К ДЕЛУ … ДЕЛУ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Поступала в литературный)… и до сих пор для меня в жизни и профессии отдельной задачей является НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК. Во время диалога с клиентом или его монолога, в процессе контакта и в самой драматизации именно Язык клиента его слово-текст-образы, его символическое поле смыслов и театр ощущений и действий – это ценность. Каждый раз я учусь говорить и понимать клиента (даже самого маленького) на его языке. Мы ищем понимания во время рождения сценария драмы, когда ребенок вводит меня в роли и мы с ним подбираем НУЖНЫЕ слова героям во время игры.

В институте писала курсовую про семантику (изучала и сравнивала математическими методами как одну и ту же пословицу понимают студенты и преподаватели, как представители разных поколений). Мой диплом про Я-концепцию старшеклассников.

Федор Ефимович Василюк научил нас слышать и анализировать текст (КАЖДОЕ СЛОВО) клиента на первой встрече. Он говорил: «записывайте первое предложение клиента на первой сессии дословно и со временем вы обнаружите, как каждое слово развернется в отдельную встречу или этап терапии так, как раскрывается почка на ветке, как увертюра предваряет и открывает вход в симфонию».

И, одновременно, взаимодействие в процессе психотерапии рождает во мне отзывы и ассоциации на языке поэзии и прозы: драмы одного клиента как японские хокку, другому хочется цитировать Омара Хайяма или Пелевина (детям цитирую чаще любимые фразы героев книг и мультфильмов моего детства, пословицы, анекдоты).

Бывает, в самое « темное предрассветное» время психотерапевтического пути, когда не видно выхода и надежды мало, я повторяю себе и иногда клиенту слова героя истории «Про человека и сундук» Даниила Хармса: «Жизнь победила смерть неизвестным для меня способом»

Самое главное в жизни

БЫТЬ в согласии с собой, на своем месте по жизни — не бояться менять для этого реальные места (физические, социальные);

Чувство меры, чувство опоры внутри и снаружи, чувство юмора и быть среди тех, с кем можно его разделить и применить;

Танцевать, насмеяться от души, петь соло и хором;

Рас-творение в ТВОРЧЕСТВЕ своем и других. ТИШИНА и ПОКОЙ

Увлечения

Жизнь, Путешествия, Хорошие фильмы, книги, театр, дайвинг и вообще Море

Любимые книги

Рекомендую книги для детей: Михаэль Энде «Бесконечная история», Виктор Кротов «Волшебный возок», поэзия для детей Юны Мориц

художественная литература или скорее любимые авторы: открытие роман Мариам Петросян «Дом, в котором…», недавно перечитала «Игру в Биссер» Германа Гессе, совсем по-другому читается через 15 лет жизненного пути)…

братья Аркадий и Борис Стругацкие (самая любимая «Улитка на склоне»), Максимилиан Волошин, Даниил Хармс, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Эдгар По (особенно поэзия), Говард Лавкрафт, Виктор Пелевин, Стивен Кинг…

профессиональная литература:

1. М. Стайн «Трансформация. Проявление самости»

2. Дональд Калшед «Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа»

3. Василюк Ф.Е. «ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ»

4. Е. Лопухина «Архетип сезонности» (статья)

5. Е.Михайлова «Я у себя одна. Или веретено Василисы»

6. Т. Добсон, В.Миллер «Айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций»

7. Г.Л.Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений»

8. Д. Винникотт: «Игра и реальность»

9. Д. Винникотт: «Маленькие дети и их матери»

10. В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»

11. Г. Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии»

12. Р.Скиннер, Д. Клииз «Семья и как в ней уцелеть»

13. Джозеф Кэмпбелл «ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ»

14. О. Сакс «Человек, который принял жену за шляпу»

15. К. Эльячефф «Затаенная боль. Дневник психоаналитика»

16. И, конечно, обе книги по детской психодраме потрясающих немецких психодраматерапевтов Альфонса Айхингера и Вальтера Холла, к великому счастью переведенных на русский язык:

А. Айхингер, В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии»

А. Айхингер, В. Холл «Психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе»