Skip to main content

Психодрама в детско-родительском консультировании

Детская психодрама может обогатить работу с семьей, используя разнообразные возможности игрового обращения с ней как с системой. Назовем лишь несколько преимуществ детской психодрамы:

  • Творческие источники детской игры помогают ослабить излишнюю серьезность взрослых и преодолеть их одностороннюю ориентацию в проблеме.
  • Игра ориентирована на ресурсы семьи: в ней делается ставка на спонтанность и креативность, она пробуждает доверие к собственным исцеляющим силам семьи.
  • В игре дети, изображая свою действительность, одновременно и изменяют ее, поэтому игра помогает «расшатать» застывшие точки зрения и ригидные образцы поведения. («В игре конфликты будут перерабатываться таким образом, что Я возьмет реванш: или подавив проблему, или найдя приемлемое решение». — Piaget, 1975, S. 192.) Следовательно, игра ориентирована не на проблему, а на решение проблемы. В игре можно наблюдать безграничные творческие способности детей: из неприятной, болезненной для них ситуации они выносят удовольствие и радость и ощущают себя активными существами, удерживающими происходящее в своих руках. Взрослые могут лишь поучиться у детей такой креативности.
  • Игра привносит в терапевтическую работу напряженность и удовольствие, что имеет не последнее значение именно в работе с детьми. Так как для многих детей их симптом является решением проблемы, а не самой проблемой, то дети слабо заинтересованы в процессе семейной консультации. Нам необходимо подогреть детский интерес к совместной работе. Это удается лучше, если работа увлекательна и приносит удовольствие.

Интервенции на начальной фазе семейной терапии терапевт проводит с целью:

  • организовать по возможности максимально эффективное сотрудничество с семьей;
  • с диагностической точки зрения сформулировать в процессе работы совместную исходную гипотезу;
  • способствовать изменениям.

В начале терапии перед нами всегда возникает задача понять динамику семьи, то есть понять, как интрапсихическая  система ребенка, которого привели на консультацию, пересекается с интрапсихическими системами его родителей, братьев и сестер и какие взаимодействия между ними поддерживают его симптоматику. Этот вопрос звучит и в жалобах родителей: «Мы не понимаем, почему он так себя ведет. Мы совершенно сбиты с толку! Почему он не перестанет так делать, ведь тогда все было бы хорошо?» Родители бывают особенно рассержены и разочарованы, когда их ребенок не может назвать причин своего поведения или попросту молчит в ответ на вопрос, почему он так себя ведет. Иногда родители говорят нам: «Может, вы поговорите с ним один на один, а мы побудем в комнате ожидания, сколько потребуется, нам ведь он ничего не скажет!» Из этого можно сделать вывод, что они не воспринимают себя частью семейной системы и не имеют никакого представления о бессознательной динамике в семье. Поэтому мы должны организовывать дифференциально-диагностическую работу так, чтобы в ней могли принимать участие и родители, и дети. Благодаря этому и те и другие начинают лучше понимать динамику и берут на себя больше ответственности за происходящее.

Семья, как правило, хочет знать, что же «обнаружилось» в процессе первой беседы (так называемой разъяснительной фазы), на которой они так много сообщили о себе. Перед нами в таком случае встает вопрос: как рассказать о своем предварительном понимании семейной проблемы, чтобы оно было принято родителями и детьми?

Для этой цели хорошо подходит работа с фигурами. С помощью композиции из фигур животных (мы называем ее скульптурой) можно очень наглядно представить значение отдельных членов семьи — благодаря наличию фигур разного размера, — а также отобразить степень близости между членами семьи. Такая статичная социометрическая расстановка к тому же легко обозрима, ее можно охватить одним взглядом, что дает дополнительное преимущество. Во время второго терапевтического шага эта статичная форма может «ожить» и превратиться в какую-либо психодраматическую сцену, в которой дети, побуждаемые терапевтом, начинают совместную игру или же сам терапевт отражает динамику семейных отношений.

Применяя технику двойника, можно точнее и глубже понять проблемы семьи, например, делая наглядным или действие одного из вытесненных аффектов, или блокирование поведения в результате непереработанного двойственного переживания. Для такого представления можно использовать и кукол, надеваемых на руку, хотя, вероятно, социометрическая наглядность и обозримость сцены в этом случае не так отчетливо выражены. Однако и куклы, и фигуры позволяют передать информацию в игровой форме, причем столь наглядно и выразительно, что она становится понятна и детям, и родителям. При этом все участники терапевтического процесса имеют перед собой одни и те же образы разрабатываемых гипотез.

Следует всегда тщательно продумывать, затрагивать ли «заподозренную» нами проблему или же будем полагаться на то, что члены семьи на основании бессознательного импульса сами поднимут эту тему. Гипотеза, которую мы сообщаем семье, в любом случае должна иметь форму вопроса, мотивирующего семью к совместной работе и дающего ей возможность дополнить гипотезу или же дистанцироваться от нее. В работе с фигурами следует проводить различие между скульптурой-конфликтом, служащей для представления актуальной динамики семьи, и скульптурой-развитием, которая отражает процесс возникновения семьи и через различные фазы ее развития приходит к актуальной проблемной ситуации. Иногда создание скульптуры-конфликта возможно уже в конце первой беседы. Для построения скульптуры-развития необходимо, как правило, больше информации, поэтому ее обычно применяют ближе к концу диагностической начальной фазы консультирования.

Семьи, приходящие на консультацию, в разной степени готовы принять участие в ролевой игре. Положительный индикатор такой готовности — открытое и живое участие всех членов семьи в беседе с самого ее начала и установление хорошего контакта с терапевтом. При работе с фигурами скульптуры мы можем видеть, как дети и родители реагируют на образно-сценический метод работы. Взрослым чаще всего нужно преодолеть довольно высокий психологический порог, и им требуются разъяснения терапевта, помогающие войти в игру. Поэтому наша собственная уверенность и удовольствие, получаемое от игры, оказывают большое влияние на то, смогут ли родители принять участие в ролевой игре.

Процесс оборудования сцены очень важен для «разогрева» семьи. Кроме того, у консультанта должна быть как можно более четкая картина данной конкретной ситуации. Он должен задавать вопросы в связи с обустройством сцены, для того чтобы семья могла проецировать свои собственные представления на фрагменты обстановки. В семье — благодаря фигурам, их «оживлению» и последующей ролевой игре — запускаются интенсивные обучающие процессы, которые время от времени делают прозрачными для семьи живое, подвижное взаимодействие между ее членами, межличностную динамику и симптоматику. Это, однако, не значит, что подобные конфликты не будут больше повторяться.

В заключение — еще несколько замечаний по поводу использования фигур в работе с детьми различных возрастов. Дети младше пяти лет так «растворяются» в игре, что фигуры иногда обретают для них магически-реальное существование. Это усложняет для терапевтов понимание символического значения фигур, поэтому я считаю довольно затруднительным применение данного игрового материала при работе с маленькими детьми. Так, например, многие дети этого возраста бывают совершенно заворожены фигурой крокодила с распахнутой пастью, так как оральная тематика со всеми своими оттенками для этого возраста особенно актуальна. Получается, что не дети выбирают эту фигуру, а она «выбирает» их, глубоко впечатляя или пугая.

«Ансамблю ролей (составляющих Я, Персону) для внутренней коммуникации и внешней регуляции требуется “дирижеркомпозитор”. Без этой авторской и одновременно режиссерской функции Персона была бы простым скоплением ролей, которые существуют друг рядом с другом без какой-либо внутренней связи и односторонне зависят лишь от внешних ролевых ожиданий, без осознания своей идентичности. Хорошо функционирующее “Теле”, как автор-режиссер, интегрирует различные роли из многообразного индивидуального ролевого репертуара в творческий ансамбль, так чтобы Персона могла спонтанно и творчески приспосабливаться к среде: действовать соответственно ситуации в подходящих ролях с учетом складывающихся отношений» (Bleckwedel, 2000, S. 101).

(выдержки из книги А. Айхингера и В. Холла «Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе»)

Все члены нашей секции ведут семейный и индивидуальный прием, используя метод психодрамы. Выбрать специалиста можно здесь.

Материал подготовила Павлова Елена