Обучающая программа для психологов в Рязани
Программа состоит из двух блоков:
— 10 двухдневных семинаров (суббота – воскресенье 1 раз в месяц);
— 2 практических встречи (два воскресенья).
Формы работы на семинарах: теоретические блоки, упражнения, симулированный показ с процесс-анализом, тренировка навыков проведения детских психодраматических сессий, родительских встреч.
Семинар 1. Введение в детскую психодраму.
— Базовые принципы детской психодрамы.
— «Реальная» реальность и символическая реальность, принцип «как будто».
— Показания и противопоказания к детской психодраматической группе.
— Знакомство с ходом встречи в детской психодраматической группе: этапы, правила, основные принципы.
— Техническое оснащение: инвентарь, требования к помещению.
Семинар 2. Система психотерапевтических отношений. Подготовительная фаза в детской психодраме.
— Позиция терапевта относительно ребенка и родителей.
— Условия создания психотерапевтических отношений.
— Правила и ограничения: потребности детей и терапевтов в правилах, способ введения и реакция терапевта на нарушение правил.
— Практическое освоение навыков создания рабочего альянса с ребенком и родителями.
— Подготовительная фаза в детской психодраме.
— Планирование групповой работы: формирование групп, учитывание разных факторов при наборе группы.
— Сбор анамнеза как важный фактор успешной психотерапии ребенка (какая информация необходима, разные формы сбора данных).
— Проведение первичной беседы с ребёнком и родителем.
— Прояснение запроса родителя и возможного запроса ребенка.
Семинар 3. Основные психодраматические техники в детской психодраме: введение в роль, обмен ролями, зеркало.
— Особенности разогрева в детской психодраматической группе.
— Построение сцены в детской психодраме (задачи, способы).
— Особенности техник «введение в роль» и «обмен ролями» в детской группе.
— Использование разновидностей техники «зеркало» в детской психодраме.
— Практическое освоение техник.
Семинар 4. Основные психодраматические техники в детской психодраме: дублирование, интерпретация.
— Разновидности техники «дублирование», понятие «двойника».
— Особенности использования интерпретаций в детской психодраме.
— Практическое освоение техник.
— Способы «расшифровки» детской игры: как понять, что стоит за символической историей.
Семинар 5. Начальная фаза развития психодраматической группы.
— Потребности детей на первых встречах группы.
— Упражнения, игры на знакомство и сплочение.
— Удовлетворение потребности в «восхищающемся зеркале», фантазий «грандиозности» на символическом уровне.
— Использование структурированных техник с учетом задач начальной фазы развития группы: готовые сюжеты, проектирование техник.
— Практическое освоение навыков создания и проведения структурированных техник.
Семинар 6. Средняя фаза развития психодраматической группы.
— Смысл и задачи фазы конкуренции.
— Виды конкуренции в детской психодраматической группе.
— Символические сюжеты, позволяющие выразить и прожить конкурентные чувства.
— Способы развития коммуникативных навыков у детей с различными сложностями в коммуникации.
— Интервенции на расширение ролевого репертуара.
— Работа по трансформации дисфункциональных ролей и сценариев.
— Работа с личной тематикой ребенка в группе.
— Использование структурированных техник с учетом задач средней фазы развития группы: готовые сюжеты, проектирование техник.
Семинар 7. Специальные интервенции ведущих для детей с различной симптоматикой.
— Агрессивное, неуправляемое поведение.
— Манипулятивное поведение.
— Зажатость, стеснительность.
— Тревожность.
— Боязливость, страхи.
— Последствия психотравмирующих ситуаций.
— Пассивность, угодливость и т. д.
— Тренировка навыков ведения детской группы на примере симулированной группы.
Семинар 8. Работа с родителями в рамках детской психодраматерапии.
— Учитывание внутренней позиции родителя относительно терапии и способы ее трансформации.
— Родительские встречи как необходимый элемент эффективной психотерапии ребенка.
— Отработка навыков проведения родительских сессий.
— Практикум для родителей как важный вспомогательный инструмент в повышении эффективности психотерапевтической помощи ребенку.
Семинар 9. Терапевты в детской психодраме. Ресурсы и сложности ко-терапии.
— Перенос и контрперенос.
— Динамика развития отношений между ко-терапевтами.
— Типовые сложности ко-терапии.
— Технические возможности преодолений трудностей ко-терапии.
— Тренировка навыков со-ведения группы.
Семинар 10. Завершающая фаза детской психодраматической группы
— Работа с темой сепарации.
— Развитие навыков завершения отношений.
— Использование структурированных техник с учетом задач завершающей фазы развития группы: готовые сюжеты, проектирование техник.
— Особенности ассимиляции полученного опыта в детских психодраматических группах.
Время проведения: суббота и воскресенье с 10:00-18:00. Одна встреча в месяц.
Тренеры программы:
Хитрова Наталья (Рязань) — клинический психолог, психодраматист, песочный терапевт, ведущая детских терапевтических психодраматических групп и учебных программ по детской психодраме.
Толкачева Инна (Рязань) — детский психолог, психолог-психотерапевт, психодраматист, клинический психолог, ведущая детских терапевтических психодраматических групп и учебных программ по детской психодраме.
Возможно выездное обучение группы в других городах.