Skip to main content

Практики контактного  воспитания

Проводя детские психодраматические группы, мы пришли к необходимости параллельного проведения занятий для родителей, тех детей, которые посещают наши тренинги. Преследуется несколько целей:

  • Повышение родительской эффективности (с целью поддержания изменений, которые происходят в детях, со стороны родителей за пределами терапии);
  • Информирование родителей по той проблематике, которая на данный момент прорабатывается в группе (в общей форме, без перехода на личности);
  • «Внутренний PR» терапевтов (взаимодействуя с нами, родители лучше узнают нас как профессионалов, к которым они привели своих детей);
  • Диагностика семейной ситуации развития (мы имеем возможность лучше познакомиться с родителями, чтобы использовать это в нашей работе с детьми).
  • Работа с психологическим сопротивлением терапевтическому процессу.

Для реализации этих же целей после каждого 6-8-го занятия родители получают обратную связь от терапевтов о динамке ребёнка на данный момент терапии и соответствующие рекомендации.  Мы же, в свою очередь, имеем возможность узнать о том, как влияет групповая психотерапевтическая работа на  жизнь ребёнка.

В ходе ведения нескольких детских групп, на протяжении шести лет, мы искали технические приёмы и подходы для родительских занятий, которые соответствовали тем ограниченным возможностям, которые мы имеем в таком формате работы. Во-первых, это небольшая продолжительность родительского занятия (30-45-60 минут). Во-вторых, это маленькая частота таких занятий – 2 занятия за блок из 6-8 детских занятий. В-третьих, мы столкнулись, с тем фактом, что приведя ребёнка на терапию, родитель может оставаться слабо мотивирован или, вообще, немотивирован к собственным изменениям.

Использование только  лекций оказалось малоэффективным, поскольку они, хотя и предоставляли информацию для размышлений, плохо «включали» поисковую и тренировочную активность родителей в делах воспитания и общения с детьми. К тому же мы обнаружили, что лекции часто способствуют идеализации терапевтов при обесценивании родителями своих собственных ресурсов.

В результате опробования различных приёмов, мы поняли, что сам метод психодрамы даёт нам обширные возможности. И нами были разработаны упражнения для родительских занятий, которые соответствуют требованиям к формату, и дают возможность подключить родителей к поиску идей и подходов к проблемным для них зонам взаимодействия  с детьми. Одновременно, родители могут пробовать, тренироваться, исследовать, делиться друг с другом своими воспитательными находками.

В этих упражнениях мы стараемся включать активность родителей, усиливать их мотивацию к расширению своих возможностей, снижать тревогу родительской некомпетентности, тем самым развивать стремление к саморазвитию.

Мы назвали такого рода упражнения — «ПРАКТИКАМИ контактного воспитания». После их описания станет понятно это название.

Это не означает, что мы не используем других приёмов. Напротив, чаще всего мы компонуем приёмы, сочетая практику с лекциями. Но после практического освоения какой- либо темы, лекционный материал воспринимается по-другому. Он «ложиться на уже удобренную почву, которая готова к тому, чтобы дать всходы».

Мы предлагаем ознакомиться с двумя «практиками», которые работают  с темами детско-родительских конфликтов и развития детской инициативы.

Конфликты родителей и детей. (Могунова Л.)

Данной теме мы посвящаем 3 и более родительских занятий.  «Практика» по конфликту проходит на 2-ом.

Мы поддерживаем мнение, что конфликт не является чем-то неестественным и чужеродным жизни и отношениям. Конфликт можно отыскать повсюду. И даже, глядя на песчаный пляж с мельчайшими песчинками как воплощение отдыха и покоя, понимаешь, что это результат конфликта между камнями и волнами. И в человеческих отношениях конфликты – вполне естественное явление. Конструктивно решив конфликт, люди могут стать ещё ближе друг к другу, понять и принять чужую точку зрения.

Часто у родителей обнаруживается двойной стандарт по отношению к детскому поведению: с одной стороны, им хочется, чтобы ребёнок в социуме умел отстаивать свои интересы, добивался своего, отстаивал свои границы, а с другой стороны,  ждут, чтобы этот же самый ребёнок был покладист и послушен со своими родителями, не сопротивлялся и исправно выполнял все родительские требования.

А ведь известно, что чем  больше развито «Я» ребёнка, чувство своих собственных границ, интересов и потребностей, тем в большем столкновении оно может оказаться с  «Я» другого человека.

Излишне покладистый, не умеющий сопротивляться и противостоять, ребёнок может оказаться в опасности на улице с чужим человеком, в стрессовых обстоятельствах.

Обсуждая с родителями эти аспекты, мы стараемся донести, что конфликт — это нормально, что от него можно получить много пользы, если не бояться его, а научиться с ним конструктивно обходиться.  И родители «мозговым штурмом» приходят к тому, что конфликты дают возможность:

  • научиться отстаивать свои интересы,
  • прояснить «личные границы» как родителей, так и детей,
  • родителю обучить ребёнка техникам и средствам разрешения, стилю поведения в конфликте,
  • не бояться конфликтов, т.е. не сформировать «избегающего» или «агрессивного» стиля поведения в конфликте,
  • не бояться «фигуры власти», научиться чувствовать субординацию,  что очень полезно для будущей жизни,
  • научить ребёнка сотрудничать, идти на компромисс, уступать, быть ответственным,
  • научиться с достоинством признавать свои ошибки,
  • общаться по-разному и многое другое.

В конфликте всегда происходит столкновение целей, интересов, потребностей или ожиданий его участников. И трудно прийти к соглашению, если вы не осознаёте, с какой целью вступаете в конфликт. Особенно важно при детско-родительском конфликте, чтобы родитель понимал, что это за ожидания. Ведь бывает так, что маленький ребёнок может сам не осознавать чего он хочет, а просто сопротивляться и буйствовать. И тогда родитель может помочь озвучить эти желания. Или сам родитель, находясь, например,  в уставшем состоянии или  сильно воспитательном настрое, может  ожидать от ребёнка невозможного или неадекватного для данной ситуации. И, если он не отдаст себе в этом отчета, то конфликт может затянуться или перерасти в ссору.

Поэтому мы обсуждаем с родителями на занятии, какие цели и интересы родителя и ребёнка встречаются в конфликте. Обнаруживается, что этих целей может быть несколько.  Что это не всегда только цель – «добиться своего», но и другие. Например, «проявить заботу», «научить жизни», «поставить на место», «снять напряжение от усталости», сообщить о своих потребностях», «заработать авторитет», «помериться силами» и т.д. А когда родители обсуждают цели ребёнка, оказывается что на той стороне много похожих ожиданий и желаний.

Мы считаем, что очень полезно родителю тренировать умение осознавать в конфликте зачем, с какой целью, я вступаю в конфликт, чего хочет или не хочет мой ребёнок сейчас, относятся ли данные ожидания к содержанию конфликта, адекватны ли они ситуации. Когда цели сторон понятны им, можно двигаться дальше к разрешению данной ситуации. В ином случае – это движение по кругу, да ещё и вслепую.

Практика.

Целью упражнения является ОПЫТный поиск родителями ходов, моделей или приёмов в разрешении детско-родительских конфликтов. Для этого  моделируется ситуация конфликта в виде перетягивания верёвки. После выбора ролей «Родителя» и «Ребёнка», участников просят взять концы верёвки (2-2,5 метра) и начать тянуть их в противоположные стороны до возникновения в верёвке достаточно сильного напряжения. Таким образом, символически строится пространственная «скульптура» конфликта. Иногда, по желанию участников, родитель, играющий роль «Ребёнка» садиться на маленький стульчик, тем самым, усиливая ощущение субординации.

Находясь в ситуации натяжения верёвки, «Родитель» и «Ребёнок» по-очереди исследуют эту ситуацию, отвечая на вопросы:

  • Какая  ситуация из жизни приходит на ум сейчас?
  • Чего ждёшь от ребёнка (от родителя)?
  • Чего ожидаешь от ситуации?
  • Как относишься к  «верёвке»?
  • Какие чувства и желания возникают в этой ситуации?

С помощью этого опроса участники с одной стороны, разогреваются и настраиваются на процесс, с другой стороны, тренируются лучше осознавать себя и свои цели, с третьей – для каждого из них больше «проявляется» партнёр.

После этого мы переходим к практическому поиску решения.

Инструкция:

«Сейчас мы будем экспериментировать. Отнеситесь к этому первоначально как к физическому упражнению. Данное задание для родителя. Мы знаем сейчас чувства и ожидания обеих сторон. Попробуйте сделать одно или несколько действий (движений) с верёвкой, чтобы это привело к достаточно «хорошему» разрешению этой ситуации. Мы будем периодически останавливаться, чтобы выяснить реакции ребёнка и родителя на изменяющуюся ситуацию. Оставайтесь собраны и чувствительны. Экспериментируйте!»

Опыт показывает, что у этого упражнения нет единственно верного решения, как и нет решения – панацеи на все случаи жизни.

Некоторые родители осторожно пошагово двигаются в этой ситуации, и у нас есть возможность посмотреть, как  каждый шаг влияет на ситуацию и ощущения участников конфликта. Другие, наоборот, делают целый каскад действий, и в зависимости от обратной связи «Ребёнка» и самого «Родителя», мы исследуем, что происходило. Если надо, возвращаемся в начало и поэтапно  разбираем использованный приём, используя «стоп-кадр».

В одной из групп, родители обнаружили, что эффективным оказалось постепенное ослабление верёвки (снятие  эмоционального напряжения в конфликте) и изменение положения родителя в пространстве с положения напротив на положение рядом, плечом к плечу (родитель из позиции конкуренции перешёл в сотрудничающую).  При этом, они обнаружили, что простое выбрасывание верёвки ни к чему не приводит. И у ребёнка, и у родителя остаются неудовлетворённость, что конфликт «замяли». Ребёнок потерял  ощущение границ  дозволенного, а родитель  — ощущение личного авторитета.

В другой группе, «Родитель» попробовал не менять своего положения и продолжительное время оставался в выбранной первоначально позиции, что заставило «Ребёнка» начать двигаться. В ходе упражнения, родители исследовали ситуацию, как ощущает себя ребёнок и как меняется его поведение, если родитель проявляет «непреклонность» своих требований. Также, рассмотрели различие между спокойной уверенной родительской последовательностью и жёсткой категоричностью.

Иногда, бывает, что в упражнении родители не приходят к законченному решению. При этом анализ испробованных ходов, базирующихся на обратной связи  из роли «Ребёнка», даёт много информации, о том, как влияет поведение в конфликте родителя на ребёнка.

Например, что чувствует ребёнок, если в руках у него оказывается «два конца верёвки». К чему может привести ситуация, если родитель в конфликте резко выбрасывает свой конец верёвки и отворачивается или уходит и т.д.

Мы призываем родителей не бояться делать новые попытки, использовать нестандартные ходы, при этом опираться скорее не на мысли, а на физические и эмоциональные ощущения в ходе упражнения. Также, наблюдающие родители могут включиться в поиск, предлагая свои варианты.

В конце упражнения родители анализируют полученный опыт, делятся чувствами и мыслями.

После такого практического занятия, на следующей встрече, родители знакомятся с информацией о пяти стратегиях поведения в конфликте (К. Томас). Мы обсуждаем, когда адекватней прибегать к той или иной стратегии и, чему учиться ребёнок в каждой из них. Также, мы разбираемся, в чём отличие ситуаций, когда конфликт – это ЦЕЛЬ, а  когда – лишь СРЕДСТВО во взаимоотношениях.  И что можно предпринять, чтобы помочь себе перейти из состояния конфликта-цели в конфликт-средство и начать его разрешать. Замечено, что после практического освоения темы конфликта, родители более активно и заинтересованно участвуют в обсуждении.

Данная Практика используется нами не только на родительских занятиях, но и на продолжительных родительских тренингах, где появляется возможность исследовать эту тему подробно и искать разнообразные приёмы.

Развитие инициативы. (Горовец Н.)

Часто  причиной обращения к психологу со стороны родителей является пассивность ребёнка, отсутствие выраженных желаний, боязнь новых ситуаций, своих неудач и, в результате, отказ от собственной активности и бездействие.

В ходе первичной фокусировки по  заданной теме родители  формулируют запрос на овладение способами оказания поддержки  ребёнку в проявлении активности и инициативы. Ставится вопрос,  как совладать с собственной гипермотивацией и гиперопекающим  стилем в воспитании, «не хотеть за ребёнка или больше, чем он».

Обычно теме инициативы мы посвящаем 2-3 занятия, где (как и в теме конфликтов) используются несколько форм работы: лекция, семинар, практики.

Проводится лекция о возрастных особенностях проявления инициативы, где мы рассказываем о  поисковой активности до 3 лет,  кризисе 3-4 года «я сам», формировании навыков социального поведения 5-7 лет и параллельном прохождении  эдипальной фазы в семейных отношениях, проблемах подросткового возраста. Обычно лекция иллюстрируется примерами блокировки инициативы у детей разного возраста из нашей практики.  Для перехода к семинарской форме работы мы предлагаем родителям – участникам тренинга представить себе, как мог выглядеть такой ребёнок и,  как вели себя его родители в ходе консультации.

Семинар предполагает собственную поисковую активность родителей на заданную тему. Начинаем мы с отсыла к личному опыту участников и предлагаем высказаться на тему: что такое проявление инициативы в моём понимании, привести пример, где и как я проявил/ла инициативу (в данный момент или в детстве). Выясняется, что в понимании участников инициатива – это:

  • захотеть что-то сделать самому и «не бросить на полдороге» (фиксация на результате)
  • настоять на своём, сделать по-своему (фиксация на результате)
  • пойти знакомиться с новыми детьми, при отвержении не расстраиваться и подходить к другим (фиксация на результате)
  • не держаться «за мамину юбку», а пытаться жить самому (хорошее начало, но при фокусирующем вопросе: а самому – это как?… см. пункты выше) (фиксация на разрыве симбиоза мать-ребёнок)

и т.д.

В результате «мозгового штурма» и уточняющих вопросов («А если ребёнок начал строить кораблик, но столкнулся с трудностями и прекратил – это не инициатива, а что…?» ), родители обнаруживают потерянное звено – попытка и смелость справиться с чем-то самому, проба своих сил в новой ситуации или в ситуации связанной с риском совершить ошибку или  не справиться и есть проявление инициативы.

И, далее, приводя примеры собственной проявленной инициативы, родители рассматривают свои действия под этим углом зрения: рискнуть одному или в присутствии свидетелей , попробовать и совершить ошибку, попробовать удачно и т.д. – как это было для тебя? Предлагается  проанализировать (в парах или в малых группах) – какие реакции (свои, свидетелей, значимого окружения) поддерживали эти попытки, а какие «сбивали настрой»?

Таким образом, мы подходим к практике. В этой форме работы через собственное тело и эмоции родители могут исследовать и прочувствовать поведение и переживания ребёнка, проявляющего инициативу, искать способы (опираясь на обратную связь участника, играющего ребёнка): дистанции, позы и их скрытые послания, а также своевременность – работающие на поддержание инициативы.

Практика. 

Приглашаются два желающих участника встречи. Один из них представит себя ребёнком (своим, собой маленьким или просто ребёнком) решившимся сделать шаг в неизвестное. «Ребёнок» принимает позу инициативы, соответствующую его ощущению и замирает (ничего не комментируя). У второго участника – «родителя» нет идей: что это за ситуация. Его задача: занять позу, чтобы поддержать эту инициативу. Далее следует обмен чувствами и попытки корректировки позы  после обратной связи со стороны «ребёнка». Часто родители из роли наблюдателей отслеживают невербальные сигналы «ребёнка»: посмотрел в глаза – засомневался, не смотрит – ещё пытается сам… Часто проверяются опасения: ребёнок рискнул и упал…Стратегия пошагового приближения, поиск нужной дозы поддержки и уверенности в силах ребёнка – фокус внимания практикующих. Очень помогает регулярная обратная связь из позиции ребёнка, основная инструкция которого после смены позы «родителя» меняй свою, как хочется. Получается некий «танец». Этот танец, его ритм и позы в динамике и позволяет участникам соприкоснуться с этой областью человеческой активности. При работе в длительных родительских группах мы предлагаем всем участникам поработать в парах или тройках.

В конце практического занятия участники сами делают выводы, например:

  • Не просят – не лезь (лезешь – сообщаешь, что тебе важен результат, ты боишься его неудачи, ты в нём неуверен и т.д.)
  • Упал – улыбнись, подай руку, но не тяни (тянешь – сообщаешь: «сохраняй лицо любой ценой», не замечай падений, я не хочу видеть твои ошибки и т.д.)
  • Нужно помнить, что новое пробовать не так уж весело, но и не так уж страшно… (относиться серьёзно, но не слишком серьёзно)
  • Иногда поддержать инициативу можно просто не вмешиваясь в процесс  познания нового ребёнком…

Далее, на тренинге или на чаепитии после тренинга  происходит шерринг  участников (общий или в микрогруппах…)

Также как и при работе с темой конфликтов, в результате освоения практики поддержания инициативы мы, ведущие, обобщаем и дополняем полученный родителями практический опыт рекомендациями и иллюстрациями случаев и находок родителей из нашей практики. После такой практики проще иллюстрировать особенности проявления трудностей с инициативой, связанных с возрастной динамикой.

Подобные практики мы применяем и в исследовании родителями детских страхов, конкуренции (в том числе и сиблинговой),  темы автономии – принадлежности и т.д. Темы подсказывают нам дети в своих психодраматических историях и ролях. Обычно  родители подтверждают, что эта же тема вызывает напряжение и вопросы в семье и в жизни.

Заключение.

На конференции мы поделились не просто техниками консультирования родителей, в которых мы используем психодраматическое исследование ролей и позиций. В данных практиках заключён наш принцип и терапевтический подход: в «живом» контакте быть одновременно и в позиции наблюдателя, и включенным в отношения  всей своей личностью, телом и чувствами. Это близко восточным практикам айкидо.

Родители пробуют участвовать в «эксперименте» не с позиции «воспитателя», «учителя» или «милиционера», а с человеческой позиции, учитывая отношения, актуальную ситуацию и потребности всех участников взаимодействия.

Мы достигли результата, если у родителей

— расширился ролевой репертуар,

— стали проявляться интерес и активность (в том числе поисковая) в отношении своего стиля поведения и реакций в разных  областях общения с ребёнком,

-появилось иное предъявление и видение областей, проблемных для ребёнка, как задач роста и адаптации к новым условиям жизни и её требованиям, а также как поиск новых возможностей ребёнка справиться с чем-то,

— стали адекватней оцениваться степень и содержание родительского участия в различных делах ребёнка.

По мере продвижения в занятиях, родители начинают испытывать интерес, чувствуют вкус «включения» в отношения, испытывают ощущение удовлетворения от этого.

Надеемся, все понимают что «идеальная мама», как основательно разъяснил в своей книге «Игра и реальность» мудрый Карл Витакер, блокирующая рост личности ребёнка, не наш образ результата. Родители далеко не только родители, но и много кто ещё в своей жизни… со всеми, вытекающими из этого пропусками занятий, «недовключённостью» и т.д. Но обычно в «обратной связи» родители сообщают о появлении после наших занятий несколько иного отношении к взаимодействию людей и своему собственному с людьми в повседневной и супружеской жизни. Иногда они пробуют применить опыт, полученный в «практиках» в жизни не только с детьми и делятся с нами или с другими родителями своим опытом, получая поддержку и возможность осознать свой опыт. И этим вознаграждается наша инициатива в работе с родителями, как клиентами, заказчиками терапии и самыми близкими людьми в жизни наших маленьких клиентов.

К тому же есть ещё один вклад в рабочую обстановку группы: встречаясь со страхами, агрессией, конкуренцией и т.д. в открытую, мы одновременно прорабатываем и клиентскую динамику в родительской группе. В группах, где царят лекции, чаще всего процесс  общения тормозят «боязнь спросить», нежелание «напрягаться», «идеализация» терапевтов, чувство вины (у меня не получится), конкуренция и обесценивание результатов. Мы увидели на практике — энергия, грозящая без проработки тем, что родители могут прервать терапию или свести её результаты на нет — в практических занятиях работает  на процесс детской терапии.

Надеемся, что кого-то вдохновил наш опыт на поиск собственных форм и языка общения с родителями – это может быть по-настоящему интересно и продуктивно.

Могунова Лариса, Горовец Наталья