Презентация-доклад Могуновой Ларисы на онлайн — конференции в Загребе.
Структуру психодраматической игры, про которую я сегодня расскажу, мы придумали с моей коллегой и ко-терапевтом Натальей Горовец.
За все время нашей работы, мы использовали эту методику сотни раз с разным сюжетным наполнением, и я могу сказать уверенно, не смотря на свою простоту, она достаточно универсальна и решает много задач. Особенно, задач начальной фазы групповой динамики.
А еще эта игра нравится детям.
Итак, пробежимся коротко по этим задачам:
- Познакомиться друг с другом, самопредьявиться, снизить напряжения и тревогу по поводу разных установок и ожиданий к группе и ведущим,
- Справиться с сепарационной тревогой
- Установить оптимальное чувство безопасности.
- Понять правила и регламент, стадии сессии
- Сориентироваться в методе и «обжиться» в пространстве, познакомиться с реквизитом, познакомиться с символической игрой.
- Принять роль «участник группы», начать осваивать групповое пространство.
- Сплотиться.
Мне хотелось бы использовать понятие «матрица группы».
Фоулкс, предложивший это понятие, обозначил матрицу группы как совокупность основных психических структур и структур коммуникации участников группы, — как индивидуальных структур, коренящихся в инфантильном развитии, так и всех имеющихся форм интеракциональных связей. В дальнейшем Фоулкс попытался описать процессы, происходящие в этой коммуникативной сети, которые он определил как специфические действующие факторы группового процесса, способствующие углублению и обогащению коммуникации. И один из таких факторов – социализация
Понятие «социализация» обозначает устранение изоляции в переживании себя в одинаковой ситуации с другими участниками группы.
Матрица группы складывается из очень разных компонентов:
- Из индивидуальных профилей участников – гендер, возраст, семейная и социальная ситуация развития, биография,
- Из запросов и симптомов (проблемы, с которыми обратились),
- Из характеристик ведущих,
- Из особенностей метода психотерапии и т.д
Также на группу начинает влиять и ее собственное развитие. Здесь можно упомянуть динамическую матрицу группы, то есть то, как группа развивается во времени, какие феномены возникают.
Нельзя не упомянуть и понятие группового мышления, введенного Уилфредом Бионом -разные типы отношения всей группы к ведущим, которые сильно влияют на групповой процесс.
Итак, я сегодня буду говорить про начальный этап терапии, когда эта матрица формируется.
Первая групповая фаза в детской психодраматерапии представлена в нескольких вариантах начального символического сюжета.
Широко известны драмы ухаживания ФЕРМА и ЗАПОВЕДНИК, которые задают психодинамическую матрицу семьи. Детям предлагается выбрать роли животных, а терапевты играют людей ухаживающих за ними. Этот сюжет предложен Альфонсом Айхингером и Вальтером Холлом
Еще один вариант начала — техника ВОЛШЕБНЫЙ магазин, предложенная в книге КЕНДЕ ХАННА. Здесь предлагается идея изменения в терапии, символическое формулирование цели самим ребенком.
Еще один символический сюжет ОСТРОВ. Меня познакомили с ним Стефан Флегельскамп и Милена Мутафчиева. Здесь дети выбирают роли обитателей острова, а терапевты гости, журналисты или исследователи, приплывшие на остров. Я предполагаю, в этом сюжете есть несколько линий для формирования матрицы группы: 1. работа с темой неизвестности, тревоги по поводу нового, интереса к другому- терапевты берут на себя эти чувства. 2. Группа детей – это пространство самобытных отношений, где каждый уникален и несет свою групповую роль. Это сюжетная матрица, как мне кажется, дает послание: «Это ваше пространство, вы его формируете, а терапевты те, кто уважительно будет помогать вам исследовать ваши чувства и отношения, опытные исследователи миров, повидавшие много, способные поддержать»
Возможно, что первый сюжет в терапии может задать некое символическое послание о том, какие смыслы, функции, отношения и роли существуют в данном групповом пространстве.
Я полагаю, что в основном мы смотрим на группу с двух сторон. Первая, что группа может воплощать динамическую матрицу семьи. А вторая, что группа это маленькая модель социума (социальная матрица), и, кстати, мне кажется, мы — психодраматисты придаем этой стороне не менее важное значение.
Теперь мне хотелось бы познакомить вас с игровой структурой «Социометрический цветок», которую мы используем в некоторых группах и рекомендуем для определенных задач и типов групп.
Этот сюжет строится по форме цветка, поэтому мы его так назвали.
Терапевты предлагают разыграть историю о некоем месте или мероприятии, куда приглашаются дети в ролях экспертов. Терапевты берут на себя роль организаторов и хранителей этого места. У цветка есть лепестки – это автономное личное место детей, и сердцевинка – это групповое общее пространство.
Будет понятнее, если я расскажу на нескольких примерах.
«Садовники» – это первый сюжет, который мы придумали.
Детям рассказывается история: «Представьте, что где-то на просторах вселенной существует Планета — Сад. Уникальность ее состоит в том, что любое растение галактики найдет для себя подходящие условия для своего укоренения и роста. У этой планеты есть 2 хранителя-садовника. И каждый год они устраивают съезд известных и еще незнакомых садовников с разных мест, планет и уголков космоса. Они хотят узнать, какие растения произрастают во вселенной и дать возможность познакомиться профессионалам друг с другом, а также посадить свое растение на планете — сад.
Мы предлагаем вам стать такими садовниками, подумать, из какого места вы прибудете, и какое растение будет привезено. Это будут растения, которые никому еще неизвестны и уж точно вы не встречали их на земле».
Тем временем мы разделяем пространство зала на 2 части: космос и планета — сад, строим границы и символический вход на нашу планету- сад и наряжаемся садовниками.
Мы просим детей поставить стул или игровые модули в пространстве космоса, чтобы обозначить место, откуда они прилетят. Мы расспрашиваем их, что за планеты или места, где они живут и как они выглядят. Тем самым мы уже можем наблюдать как далеко от нас они располагаются, что может говорить о их готовности к взаимодействию, желаемой дистанции. Роли же инопланетян дают детям возможность предъявить себя в желаемой роли. Дети подготавливают себе костюмы.
Далее мы даем им предписание представить, что за растение они привезут на съезд садовников.
Мы даем каждому время нарисовать свое несуществующее уникальное растение: «Представьте себе, что рисуя, вы как будто бы выращиваете экземпляр, который повезете на съезд садовников.
Когда растения нарисованы, мы начинаем разыгрывание.
В ролях хранителей сада мы делаем последние приготовления, беспокоимся, всем ли отправлены приглашения и гадаем, кто прилетит первым. Так мы подбадриваем детей, вводим их в игровую реальность, показываем, что мы по-настоящему воспринимаем происходящее, дублируем тревогу, страх отвержения.
Постепенно дети прибывают на планету, мы знакомимся, выражаем признательность за согласие прибыть, но главное мы расспрашиваем, какое необходимо место предоставить для каждого растения. Выясняем климатические условия, ландшафт. И предлагаем детям найти и обустроить место. При этом в середине мы отделяем часть пространства, которое просим не занимать.
Это выглядит так.
Если кто-то из детей не приезжает, мы делаем предположения, что задержало его (в зависимости от характера этого участника.
Мы не заставляем всех принимать участие.
Далее дети строят свой ландшафт и размещают растения, придумывают им названия.
После этого все садовники – эксперты знакомятся с растениями друг друга в той очередности, в которой они прибывали. Мы задаем различные вопросы: какие особенности растения, что для него опасно, а что оно любит, как за ним ухаживать, как оно размножается и т.д. Но самое главное, что мы просим участников: «Уважаемые коллеги — садовники! Каждый из вас эксперт в области садоводства. Есть ли у вас какие–то вопросы к коллеге?» Так мы стимулируем проявлять любопытство и интерес друг к другу.
После осмотра всех растений, мы приглашаем всех садовников в центр пространства, где отведено место, и предлагаем им оформить центральную клумбу – место сбора и дискуссий всех садовников. Мы предлагаем им общий ватман для совместного рисунка или природные материалы, камни, шишки листочки, зерна, деревяшки, чтобы создать общее творение.
У нас есть возможность понаблюдать, какие навыки взаимодействия имеются у каждого ребенка, кто какой вклад вносит в общее пространство. Помимо опыта сотрудничества, это еще и своеобразная диагностика группы.
Растение каждого ребенка, как мне кажется, несет в себе своеобразное сообщение о нем, это проекция его внутренних потребностей и качеств. Напротив, роль садовника – это более зрелая роль, которую мы тоже пригласили в символическое пространство. Похоже, это является своего рода символическим формулированием запроса на терапию.
Посмотрите, какие варианты растений были нарисованы в одной из групп.
Как я уже сказала, наполнение формы «Социометрический цветок» может быть очень разнообразным.
Мне очень нравится сюжет про школу волшебников. Его особенность в том, что мы используем больше драматизации без арт-терапевтической составляющей.
Структура та же. Детям предлагается стать преподавателями разных форм магии и волшебства. Каждый ребенок выбирает себе специализацию: какое именно волшебное умение этот ребенок хочет преподавать. Терапевты — директор и методист этой школы. Школа еще не открылась, но они зовут знаменитых магов (мастеров своего дела) познакомиться и оборудовать свой класс. Как вы уже, наверное, догадались, каждый ребенок отделяет себе пространство для класса и с помощью реквизита и собственной фантазии готовит все для своей магической специализации. Эта игра более драматизирована, потому что у желающих есть возможность опробовать магию на себе, когда учителя ходят в классы друг друга. Мы тренируемся менять роли, если нужно подыграть специальную роль для волшебного действа. И самое главное мы интересуемся, для чего эта магия может пригодиться.
Мне вспоминается одна 8летняя девочка, которая пережила сильные ссоры и развод своих родителей. Она придумала магию восстановления разбитых или разрушенных вещей.
Это очень любопытно, что разные дети придумывают. Зельеварение для исцеления, например. Создание огненных шаров и управление ими – магия, придуманная ребенком с проблемой контроля агрессии.
Общим пространством является учительская. Мы предлагаем магам создать проект комфортной учительской, и пофантазировать, что там может происходить. Каждый вносит необходимые с его точки зрения элементы, мебель, и все вместе рисуют план. Однажды один мальчик предложил поставить там автомат со сладостями.
За время нашей практики мы разыгрывали очень разные сюжетные линии, например:
- Создатели необычных аттракционов в парке развлечений, где терапевты директор и инженер.
- Тренера несуществующих видов спорта в спортивном комплексе.
- Разработчики ужасов в Лаборатории страха,
- Правители планет на межгалактической станции.
- Заводчики животных на ТВ передаче «В мире животных». В этом сюжете мы немного усложнили задание и предложили детям представить двух животных, одного, которого было легко приручить и второго, который тяжело поддавался приручению…
Надо сказать, что часть сюжетов мы изобрели сами, а часть придумали студенты, обучающиеся на курсе детской психодрамы. Для них у нас есть задание придумать свое содержание для структуры «социометрический цветок» для разных возрастов. Маленьким детям больше подходит драматизация, школьникам – отвечать на вопросы, а подросткам интересны разные роли и арт-техники.
Я надеюсь, мне удалось передать общую идею такой игры.
Мы думаем, что вход в групповую психодраму через такую структуру имеет свой смысл. Мы не сразу вводим детей в регрессивные инфантильные роли животных, а даем им сначала предстать в ролях экспертов, которые могут удовлетворить их потребности в уважении, признании и самоценности, почувствовать себя в позиции управления и понимания ситуации и увидеть в других детях эту позицию.
В этой игре есть баланс ведения сюжета и спонтанной творческой игры, что поможет детям постепенно включиться в психодраматический способ. Терапевты смогут оценить степень готовности и умения к ролевой игре и сотрудничеству, способности к организации сцены и изготовлению костюма.
Терапевты в своих ролях предстают скорее в роли «восхищающегося зеркала», действуют из позиции «взрослый – взрослый», передают уважительное отношение к героям детей.
При этом важно, что они ответственны за то место, в которое приглашают. И мы бы рекомендовали терапевтам не пристраиваться в игре с позиции снизу, не заискивать перед экспертами, а с гордостью и достоинством относится к своему пространству и ролям, быть радушными хозяевами.
Когда такая структура может быть особенно полезна:
Во — первых, в краткосрочных психодраматических группах, где целями работы является больше развитие коммуникативных и социальных навыков, а не глубинная терапия.
Во — вторых, при работе с классами и группами детского сада.
В — третьих, для детей предподросткового возраста, для которых «семейная матрица» и регрессивные роли в начале группы могут являться чрезмерно пугающими.
Мы предполагаем, что в структуре «Социометрический цветок» содержаться основные Мореновские принципы групповой терапии, в частности, принцип интеграции индивида в группу, взаимовлияние группы и индивидов, выстраивание здоровых связей между членами группы и выстраивание оптимальной констелляции ролей в зависимости от уникальности каждого участника, его потребностей и симпатий.
Эта структура содержит идею, что каждому участнику предоставлено свое уникальное место, и одновременно став группой, участники могут оказывать взаимное влияние друг на друга и на группу. И наоборот, групповая матрица является местом формирования индивида.
Важно понимать, что центральное место – это не фигуры терапевтов, а именно образ группы, как социального атома, который начинает создаваться здесь из индивидуальных вкладов каждого. Этот новый социальный атом становиться креативным пространством для поддержки, выражения своих переживаний, взаимообогащения и освоения новых ролей.
Я надеюсь, что вы захотите попробовать эту структуру в своей работе. А также мне хочется верить, что мы вдохновили вас на изобретение новых сюжетов.
Текст доклада подготовили Л. Могунова, Н. Горовец