Так мы назвали нашу мастерскую на 7-ой конференции психодраматистов в Москве.
Мы решили поделиться с коллегами своим практическим опытом и его теоретическим обоснованием в области психодраматической работы с детскими и подростковыми группами.
Для знакомства с этим способом применения психодрамы мы остановились на структурированной технике «Парад героев», которую мы проводим на 2-3-й групповой сессии с целью познакомить детей с символической психодрамой в более структурированной форме.
Подобные техники описывают А.Айхингер и В.Холл в своей книге-пособии «Психодрама в детской групповой терапии». В главе о начальной фазе развития группы они подробно описывают первые занятия. Использование структурированной игры, подготовительных разогревов и игр на знакомство на этой фазе группы преследует следующие цели:
- снижение страха,
- обсуждение контрактов,
- введение символической игры,
- доведение до сознания детей правил и ограничений,
- объединение группы.
Мы хотели бы уточнить некоторые специфические задачи, которые решаются в работе с групповой темой страха неизвестного: определение физических и психологических границ группы, ощущение своего места в группе каждым участником, включая и ведущих.
В психодраматической игре «Парад Героев», которую разработали авторы статьи, реализация этих задач является важным вступительным аккордом. Участникам группы предоставляется игровая возможность оказаться в символическом Мире, где есть Королевство, у которого, в процессе создания сцены, появляются границы и территория. Помимо этого, в Мире есть места, где будут жить Герои, выбранные детьми. И у детей появляется возможность обжить «место обитания», где каждый герой начинает игру, а заодно и комнату, где проходит занятие. Создаётся пространственный исходный социальный атом группы. В зависимости от того, какое место выбрал себе каждый участник, как дети располагаются относительно друг друга и Королевства, которое находится в центре комнаты, мы можем делать различные диагностические предположения.
Дети получают приглашение в страну реализации самых смелых фантазий величия: возможность сыграть такого героя, какого захочешь. Безусловно, уже сам выбор персонажа, его возможностей и характера наглядно и проективно показывает особенности разных сторон личности ребёнка. Спонтанное разыгрывание «парада героев» мы можем сравнить с фокусировкой в действии во взрослой психодраме. Часто мы сталкивались с тем, что выбор Героя оказывался связан с запросом на терапию. Например, ребёнок со сложностями в произвольной саморегуляции мог выбрать роль, в которой просто необходимо сосредоточение – «Ниндзя», умеющий появляться неожиданно и долго таиться в засаде. После этого в ролевом разыгрывании осуществить это содержание роли, которое в реальной жизни ребёнку пока малодоступно.
Дальше мы подробно обсудим содержание игры, которое можно взять на заметку ведущим детских психологических групп, и, в дальнейшем, наблюдать, как разворачивается во времени «первый аккорд терапии, взятый ребёнком». Как говорит Ф.Е. Василюк: «первый аккорд в сессии (имеется в виду, первая смысловая фраза от клиента) будет разворачиваться в отдельные фрагменты работы».
В драме «Парад Героев» реализуются фантазии величия участников, а ведущие в ролях короля и королевы подыгрывают с «блеском в глазах» детским игровым замыслам.
Часто проявляется в этом разыгрывании голод по безусловному принятию и подтверждению своей уникальности. И здесь мы реализуем, ещё одну задачу начальной фазы – помочь детям почувствовать доверие и безопасность пространства группы, готовность ведущих принять инициативу детей безоценочно и помочь реализовать любые идеи.
Выбранный герой может говорить о той роли, которой не хватает. Фея цветов умеет «взращивать», доктор-волшебник – «исцелять». Важно позволить ребёнку получать удовольствие от реализации этих умений скорее через действие, чем через помощь в решении «трудностей в королевстве». Мы считаем, что не стоит, помогая ребёнку реализовать роль доктора, предлагать ему, например, вылечить королю головную боль. Ребёнок сам решает, как ему проявить себя на параде. Ему не нужно доказывать кому-то, что он герой. Он просто пришёл на Встречу. В этот момент осваивается роль внутреннего героя — фигуры, способной придти на помощь другим «жителям внутреннего королевства», и также презентирующей себя с удовольствием. Дети предъявляются группе, и роли Героев помогают им сделать это с достоинством и, одновременно, просто играя вместе. Часто это является новым положительным опытом для участников, что немаловажно и для мотивации осваивать эти роли в жизни.
Во многих группах мы обнаруживаем, что герои потенциально готовы и к конкуренции, показывая на что способны, и к командной работе, ведь реализуется совместная игра.
Проявляется здесь и тема дисфункциональных ролей. Бывает, что разыгрывая своего героя, ребёнок реализует привычные, «законсервированные» формы желаемого, гиперсоциального поведения.
Символическая игра — живой процесс двустороннего обмена: ведущие предлагают палитру игровых и символических возможностей психодраматического разыгрывания, а
дети получают возможность «поговорить» о запросе, ресурсах и потребностях на доступном им и выразительном языке психодрамы.
При этом есть возможность сразу проиграть тему всемогущества и фантазий величия, которая свойственна практически всем детям, особенно на начальных фазах группы, в конструктивном ключе.
Возможности разыгрывания символической реальности снимают целый пласт работы с динамикой в группе, с которой сталкиваются на начальной фазе работы, например, наши коллеги-психоаналитики.
На нашей мастерской мы, на примере симулированной взрослыми «детской группы», познакомили участников с тем, как и для чего это происходит. Тем более, что ситуация располагала: многие, действительно, первый раз встретились с детской групповой психодрамой, впервые взаимодействовали друг с другом, на 3 часа мы были группой – пусть и учебной.
Сами мы называем технику «Парад героев» — королевской дорогой в детскую психодраму. Опишем схему занятия.
Группа рассаживается в круг для начала занятия. Проводится ряд игр-приветствий, снимающих напряжение (например, «поздоровайтесь, как-будто вам нет дела друг до друга, или с опаской, или как старые приятели»; «поздоровайтесь с группой из роли любимого литературного персонажа» и т.д.). Мы стараемся сразу использовать элементы драматизации, предлагая «примерить» такой способ взаимодействия и язык действия, на котором предстоит общаться во время психодраматических занятий.
Затем нужно представиться. И здесь мы поднимаем тему самопредъявления в незнакомой обстановке. Маленьких детей в игре «Заяц хваста», описанной в пособиях по игровой терапии, мы просим похвастаться, рассказать группе, чем они в себе гордятся. С детьми постарше после «стула хвасты», может завязаться небольшая беседа о том, какие чувства вызывает это упражнение, о принятых и не принятых способах предъявления в обществе, о чувстве собственного достоинства и о напускном достоинстве.
Когда все познакомились и разогрелись, мы предлагаем поиграть в «парад героев». Но прежде, чем играть, нужно разобраться кто такие герои? Дети часто вспоминают как о супергероях, так и о древнегреческих героях, и о героях войны или пожарных, и о героях сказок. Мы обсуждаем, за что люди считают кого-то героями, про одарённость и смелость действовать и идти на риск, про отзывчивость и готовность придти на помощь. Во время обсуждения дети настраиваются на тему игры. Ведущие обращают внимание на то, какие герои вспоминаются детям, и какие аспекты они выделяют как героические. Далее дети выбирают героев, в которых они хотели бы играть и рисуют их. Рисунки могут помочь при выборе элементов костюма и введении в роль, а также в конце игры, но давайте обо всём по порядку.
Далее ведущие предлагают сюжетную линию игры:
Действие происходит в некотором королевстве далеко ли, близко ли, давно ли или нет…
Король и королева задумали устроить парад героев, чтобы все жители королевства могли увидеть своими глазами тех героев, о которых ходят легенды и истории и все рассказывают о них друг другу, не уставая».
Решено послать гонца, который должен встретиться с каждым героем, где бы он ни был, пригласить его на парад и вернуться с ответом во дворец. Роль гонца играет по выбору группы один из терапевтов, меняя на время роль короля или королевы. Кому из ведущих какая роль достанется, решает группа — ведь это групповые проективные переносы на ведущих. Именно так в работе с детьми осуществляется психодраматический обмен ролями.
Вернёмся к сюжету. Гонец возвращается во дворец и передаёт согласие героев. После чего ведущий, играющий гонца, опять меняет роль. Король и Королева очень рады, и начинаются торжественные приготовления. Королева заботится о праздничном столе и угощениях. Король занимается подготовкой главной королевской площади и трибун, на которых скоро соберутся все жители королевства. Время от времени они с надеждой смотрят вдаль и гадают, кто из героев появится первым и откуда.
Герои, по одному или все вместе прибывают во дворец. Там они демонстрируют королю и королеве себя и свои способности, при полном восхищении и удивлении последних. В этой части идёт вхождение в роль, поиск игровых действий для того, чтобы сыграть задуманное. Можно в «стоп-игре» договориться, как остальным участникам подыграть, чтобы, например, Великанша достала с неба звезду, всем её передала подержать и вернула на небо.
Ребёнок, увлечённый игрой, легко и естественно готовит сценическое пространство с помощью платков и лент, изображающих мост через озеро или мишень для стрельбы из лука. Из детских строительных кубов и стульев можно построить всё, что нужно, даже космическую ракету, если это понадобится. Из игрового реквизита ребёнок подбирает, то, что будет звездой, паутиной или волшебной палочкой.
Реализуя задуманный сюжет, дети знакомятся с правилами и ограничениями поведения в ролевом разыгрывании: например, как «разрубить» пополам бревно, но не повредить стул, который это бревно изображает, а также других участников игры. Опыт показывает, что даже гиперактивные дети контролируют себя во время этой игры и выдерживают долгое ожидание своего выхода. А выходят на сцену Герои в порядке появления в Королевстве – по справедливости.
Мы стимулируем детскую спонтанность и креативность, ведь ребёнку можно в этом сюжете быть каким хочешь, и играть так, как сам придумал.
Завершается игра собственно парадом Героев. Король обращается к собравшимся жителям королевства (достаточно договориться с детьми, что жители «как-будто» есть, или люди могут символически изображаться платками, но это не обязательно) и представляет им каждого. Король предлагает Героям пройти круг почёта под восторженные крики всех зрителей (терапевты могут озвучивать выкрики из «толпы»). Королева фотографирует героев или заказывает придворному художнику их портреты на память для Книги героев Королевства. На прощание эту книгу показывают героям — это те рисунки, которые дети нарисовали вначале игры. Король, узнаёт у героев и записывает в книге какой-то условный сигнал, с помощью которого можно «вызывать» их во дворец, а также приглашает их приезжать в гости, как только захотят. Все прощаются и история завершается.
Далее, как и во взрослой психодраме, мы «снимаем» роли. У детей это происходит вместе со снятием костюмов и разбором декораций, что очень хорошо и внутренне и «внешне» позволяет завершить действие в символической реальности и «выйти» из роли. Это особенно важно для детей, чтобы они не начали после занятия «рубить саблей голову мамы»…
Шеринг у детей короткий. Чаще всего они говорят о том, что понравилось делать в истории. Память действия и закреплённое чувство удовольствия от совместной игры позволят ребёнку успешнее интегрировать полученный опыт и новую роль.
Драма «Парад героев» базируется, с одной стороны, на теоретических представлениях о самооценке, её развитии и способах коррекции, представлении о том, что такое психологические роли «уверенного в себе», «достойного», «обладающего уникальной индивидуальностью» и т.д. С другой стороны, мы считаем, что в этой технике мы можем затронуть и более ранний, глубинный опыт психики, который связан с переживанием ранних этапов ролевого развития по Морено: первой психической вселенной и перехода во вторую.
Самооценка – целостное аффективно — интеллектуальное образование психики, которое связано с «отражением» самим человеком представлений о том «Кто он есть?» и «Как он живёт?». Говоря, психодраматическим языком, можно сказать, это особое «внутреннее самоотзеркаливание».
Это очень многогранное образование или внутреннее действие, часто связываемое с «чувством собственного достоинства», включающее множество эмоциональных, рефлексивных, ценностных аспектов:
- ощущение самоуважения,
- достоинство и ценность, приписываемые себе,
- ощущение ценности всего, что относится к человеку и его жизни (партнёры, национальность, брак, клан, район проживания, стиль одежды, интересы….)
- аспекты себя, которыми человек гордится (здесь подключается система ценностей) и т.д.
С одной стороны, для полноценной жизни человеку необходимо чувствовать и осознавать собственное достоинство, одновременно, получая позитивную обратную связь о нём от близкого и дальнего окружения, с другой стороны, встаёт вопрос, в какой мере можно «выставлять себя напоказ», ведь с точки зрения моральных представлений, это считается неприличным. Человек ощущает это через чувства стыда.
Как пишет М. Якоби, стыд является «охранителем» достоинства, сигнализируя о неприличных, умаляющих самоуважение ситуациях, не давая человеку опозориться.
Но также, если человек слишком часто оказывается в подобных ситуациях, подвергается унижению, не находя выхода, стыд становится «травмирователем, ограничителем, отнимателем» достоинства.
Часто дети с очень разной симптоматикой, нуждающиеся в коррекционной психологической помощи, имеют проблемы с самооценкой, слишком зависят от оценок окружающих, чувствуют себя неуверенно в различных социальных или бытовых ситуациях.
В драме «Парад героев» моделируется ситуация, где Героям необходимо «выставить себя напоказ», показать свои достоинства, яркие, сильные, эффектные качества. При этом моделируется ролевой обмен, где терапевты играют роли подкрепления достоинства, позитивного отражения.
Мы обратили внимание, что если человеку, ребёнку или взрослому, предложить хвалить себя, особенно, в превосходной форме, то практически всегда можно заметить чувства неловкости, зажатости, стыда. При этом, если то же самое делать, находясь в роли какого-нибудь героя, то происходит это легко, часто артистично, выразительно и свободно. В такой игре, мы задаём другой контекст и подходящую роль, что снижает моральный градус ситуации и снимает сверх-ожидания. В этих условиях, при игровой поддержке ведущих и участников группы, тренируется уверенное поведение, свободное самовыражение, ребёнок получает опыт положительного подкрепления и восхищения.
В одной из наших психодраматических групп мальчик Алёша во время обсуждения истории, рисования героев и подготовки сцены вёл себя стеснительно, практически не разговаривал — использовал только односложные фразы, часто оборачивался на других детей, копируя их идеи, боясь проявлять инициативу. Это во многом отражало терапевтический запрос родителей. Но как только прозвучал сигнал вхождения в роль, произошла метаморфоза. Алёша выбрал роль «Человека-огня». Когда он стал показывать свои умения и способности Королевской чете, его было трудно узнать: Алёша активно и красиво двигался, виртуозно играя пламенем, которое изображали красные платки и ленты, показывал приёмы каратэ и при этом издавал громкие геройские звуки. Это был всё тот же мальчик, и в то же время стало возможным увидеть его с новой стороны, ведь все в группе понимали, что реализует эту роль именно Алёша.
Опираясь на наш опыт проведения этой и подобных тематических драм, в основном, на начальных этапах групповой терапии, с уверенностью можем сказать, что уже несколько таких занятий оказывают коррекционное действие. Ребёнок может начать вести себя увереннее, социально смелее, инициативнее, что констатируем мы, наблюдая за поведением в группе, родители, а, также учителя и воспитатели.
Анализируя психодраматическую игру «Парад героев», её содержание и особенности проведения, мы постепенно определяли терапевтические приёмы и принципы поведения ведущих в ролях «Короля» и «Королевы».
Теоретической базой для нас являлись периодизация ролевого развития по Я. Морено, а также, теория объектных отношений, представления об архетипе «Самости» в психоаналитической психологии.
Я. Морено, говоря о раннем этапе детского развития, названном им «матрицей вселенской идентичности», определяет взаимодействие матери и ребёнка как «интеракциональное единство». Осуществляя ухаживание и заботу, мать как бы «подыгрывает» соматическому и психосоматическому ролевому поведению ребёнка. А в ребёнке разогреваются «интеракциональные зоны» (рот, кожа, кинестетика и т.д.) и актуализируется это ролевое поведение. Но от того, насколько мать в своём «подыгрывании» будет оправдывать сомато-психологические ролевые ожидания ребёнка, будет зависеть качество так называемой матрицы социального развития растущего человека – «матрица идентичности» или «социальная плацента» по Морено. Это основа для последующего доверия к собственному бытию и чувства совместности с миром.
В психоаналитической традиции описываются похожие процессы.
Маргарет Малер определяет переживание Самости как самое раннее восприятие своего существования как отдельного целого – ощущение, что «я-есть», я сам реагирую, действую, чувствую, думаю. Это очень раннее, довербальное, переживание младенца, которое взрослый периодически может испытывать в особых, так называемых пиковых состояниях опыта. Штерн определяет ощущение самости как безымянный и невыразимый, т.е. невербальный, но очень реальный опыт, то, что пережито прямо и непосредственно – опыт силы и целостности. И если в самооценке человек переживает, «кто я есть и какой я», то самость – является переживанием — «я есть».
В младенчестве мать обладает решающим влиянием на состояние бытия ребёнка. В теории объектных отношений её фигуру называют — «регулирующий самость Другой». И от того, как этот Другой проявляет себя, зависит полноценное развитие психики ребёнка. Можно образно сказать, что родитель может «напитать» своего ребёнка этим опытом самостного переживания «я существую, я — отдельный и я – целостный».
В теории объектных отношений выделяется несколько аспектов этого «напитывания»:
- взаимная эмоционально – чувственная настройка между матерью и малышом,
- опыт надёжности и взаимности родителя по отношению к ребёнку,
- безусловное принятие ребёнка: «Ты важен тем, что ты — есть, «сиянием своего естественного бытия», передаваемое «лучистым взглядом матери» («блеск в глазах матери» в других переводах),
- возможность ребёнку уже в младенчестве самому выбирать, транслируемая через предоставления права на личное время и пространство, возможность побыть с самим собой без родителя,
- толерантность родителя к себе и миру.
В нашей методике каждый из этих аспектов может задавать вектор проигрывания ролей «Королевы» и «Короля».
В этих ролях необходимо быть готовым отказаться от личных ожиданий и установок, а также, проекций в отношении ролей Героев, которые выбирают дети в группе, по возможности дать детям сыграть тот рисунок роли, который они сами задали в своей фантазии. Это можно делать с помощью вопросов: « А что делал твой Герой на параде, как он себя показал?» и «Что ещё произошло с твоим Героем на этом представлении?», при этом предлагая помощь, скорее в идеях реализации этих сцен, чем в их содержании.
Также, в сценах встречи и парада следует избегать оценивания и неестественного сверхвосхищения, делая больший акцент на чувства и принятие. Например, можно сказать: «Как я рада, что ты – приехал сюда!», или «Неужели, это правда, тот самый Человек – Паук, про которого мы так много слышали!!?», или «Мы очень счастливы, что ты решил посетить наше королевство!» и т.п. Ещё один способ реакции – описывать действия, которые совершает Герой. Например: «Смотри, он собирается взлететь», «Женщина – Кошка залезает в эту очень узкую щель, неужели, она сможет так протиснуться?», “Великанша снимает детей с крыши, ей достаточно протянуть руку…» и т.д. Во всех этих реакциях реализуется техника детской психодрамы «Восхищающееся зеркало», и одновременно, мы передаём ребёнку послание: «Ты – есть и ты важен!». Понятно, что в этот момент невозможно подделать «лучистый взгляд». Вы либо чувствуете радость бытия ребёнка рядом с вами, либо вам нужны дополнительная настройка и установка на принятие и доверие, и, конечно, личный опыт этого переживания в Вашей жизни.
Данный процесс «Зеркала» очень схож с тем, который описывает Ханц Когут в отношении периода младенчества и раннего детства: «Согласованное «Я» возникает, когда спонтанные «эксгибионистские» активности младенца встречаются с радостным и эмпатическим отзеркаливанием матери» (с тем самым «блеском в глазах»).
Следует отметить, что сама организация особого обмена ролями, где ведущие подыгрывают придуманному ребёнком содержанию роли, а также, построение декораций (например, «крыша небоскрёба», куда легко может взлететь Супермен), помогает ощущению роле – специфического единства между ролью ребёнка и «родительскими» ролями, взятыми терапевтами.
И ещё один важный вопрос, а именно, почему мы выбрали тему Героев, причём с ничем и никем не ограниченным всемогуществом.
По сути, в этой и подобных драматизациях мы встречаемся с психическим явлением «грандиозной самости», так часто проявляемом в ролевых играх детьми — быть самым крутым, всемогущим и преодолевающим любые ограничения.
«Грандиозная самость» — архаическая, хотя и нормальная детская самость, характеризующаяся иллюзорным всемогуществом и всезнанием» (Х. Когут).
Поскольку, с точки зрения последователей теории объектных отношений в симбиозе Самость (ребёнок) и Объект самости (мать) слиты, то «всемогущество и совершенство» матери приписывается ребёнком и себе, что и образует «грандиозную самость». Позднее, встречаясь с собственными ограничениями, ребёнок начинает понимать, что он не Бог. «Грандиозное Селф» становится источником постепенного формирования эго – идеалов, которые видоизменяются с возрастом. При этом «грандиозная самость» остаётся как архаическая часть психики, отсоединённая от более поздних психических структур, формируемых после появления речи. Но границы между грандиозной самостью и эго-идеалом подвижны. Поэтому Она может вывести Эго из строя, «затопив» его: примером может быть мания величия, или ситуации, когда человек хочет любой ценой достичь нереальных целей, или предъявляет себе или другим нереальные требования и становится безжалостным критиком. Одновременно, контакт с «грандиозной самостью» может стимулировать на выдающиеся достижения, давать энергию на амбиции, постановку целей совершенствования и «высоких планок».
Таким образом, давая инструкцию сыграть любого Героя, с любыми возможностями, мы стимулируем контакт с «грандиозной самостью» у детей, одновременно защищая Эго от «затопления» границами роли. Появляется возможность почувствовать себя совершенством, ощутить «парение» величия. В этот момент энергия этого архаического пласта психики может задать высокую планку изменений, в том числе, и в терапии.
Проводя во многих наших группах данную игру, мы убедились, что она совмещает реализацию различных терапевтических и тренинговых целей и задач, в том числе, описываемых в данной статье. При этом, «Парад героев» сильно увлекает детей, приносит настоящее игровое удовольствие, а собственные усилия по разработке ролей и декораций снимает эффект «развлекухи», так часто эксплуатируемый в наше время. Впечатления от сессии ещё долго вспоминаются и обсуждаются всеми участниками.
Мы с удовольствием рекомендуем данную технику к использованию, как в психодраматических группах, так и для других форматов и видов психологической работы с детьми и подростками. Будем признательны за отзывы и информацию о модификациях и индивидуальных способах использования техники «Парад героев».
Могунова Лариса, Горовец Наталья